Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "СВЕТ И ТЬМА."


Неделя 3 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 5, ст. 1-10

   1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
   2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
   3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
   4 от терпения опытность, от опытности надежда,
   5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
   6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
   7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
   8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
   9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
   10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

От Матфея, гл. 6, ст. 22-33

   22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
   23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
   24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
   25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
   26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
   27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
   28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
   29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
   30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
   31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
   32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
   33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Неделя 3 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Закончилась литургия. Закончилось наше общее моление, которое греки, наши православные родители, называют на своём языке “Евхаристия”, что в переводе на русский язык обозначает “благодарение”. Весь тварный мир: краски, которыми написаны иконы, звуки, которые образуют дивные песнопения, земля и солнце, израстившие пшеничный колос и виноградную лозу, которые дали нам евхаристические хлеб и вино, цветы и пчёлы, подарившие Церкви душистый воск для свечей, ветер и дождь, мерою напояющие и иссушающие почву, – всё, что только есть во Вселенной, благодарит своего Создателя за счастье жить, за удивительную возможность бытия. Всё, что сотворено Господом, всё, что есть на свете участвует в служении этого всемирного благодарения, этой вселенской Евхаристии. “Всякое дыхание” славит Господа своего за то, что живёт, существует и уже поэтому – радуется. Только что хор наш пел от нашего имени и со всеми нами: “Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи!” И вот спросим себя: в самом ли деле радостью и благодарностью наполнена наша душа? Правда ли, что мы вслед за поэтом можем сказать о себе: «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»?

Что-то не верится. И вправду, ведь когда мы думаем о своей жизни, когда мы оцениваем её, когда мы отвечаем на простой житейский вопрос: “Как живёшь?” – чаще всего вместо благодарности, вместо радости, вместо молитвы хваления из нашего рта раздаётся печальный стон, слышатся жалобы, унылые причитания, а не то и злобные проклятия. Спроси у сотни стоящих в храме: “Тебе хорошо жить?” – и девяносто ответят: “Плохо!” Не стоит и спрашивать, что – “плохо”, ясно и так: список упрёков родным, начальникам, властям, стране, соседям, погоде будет долог и удручающе орднообразен.

Если бы христиане молились за литургией только один раз за всю свою жизнь или хотя бы только один раз в год, такое “жалобное” настроение можно было бы понять. Но мы-то худо-бедно дерзаем бывать в молитвенном собрании практически каждое воскресенье. Как же нужно вслушиваться в песнопения и молитвы, чтобы так и не услышать их радостного евхаристического – благодарственного – настроя, чтобы не научиться вере и надежде, чтобы не привыкнуть к простой и ясной мысли: Слава Богу за всё!

Кажется, многолетнее хождение в церковь, регулярное участие в совместной молитве, постоянное переживание, а не просто выслушивание молитвенных текстов должно было бы сделать из нас, христиан, неисправимых оптимистов, должно было бы превратить нас в ту евангельскую закваску радости, которая делает осмысленной жизнь всего народа. Мы, православные, постоянно утешаемые нашим Богом, регулярно подкрепляемые духовной пищей нашей литургии, должны были бы стать для обезбоженного мира образцом веры, надежды и любви, потому что миру нельзя жить без надежды. Но как часто вместо радостного света в душе у нас угрюмая тьма. “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” (Мф.6.23)

Вот вопрос, который задаёт нам наш Спаситель сегодня. Что нам ответить Ему? Что все газетные статьи, что все телевизионные передачи переполнены кошмарами и ужасами современной действительности? Да что газеты! И газет читать не надо, достаточно просто открыть глаза и вынуть вату из ушей, чтобы увидеть, сколько кругом слёз, боли, тоски, одиночества...

Но разве не так же было всегда, во всю долгую историю человеческого рода? И однако, среди злобы и войн, среди катастроф и страданий, вот уже два тысячелетия совершалось и совершается Таинство Благодарения, пелись и поются радостные гимны Евхаристии; как и две тысячи лет назад звучат, над унывающим от безысходности миром слова апостола Павла: “Всегда радуйтесь”! (1 Фес.5.16)

Если мы унываем и печалимся, если нет в наших глазах и сердцах радости, то какие же мы христиане? Чего стоит тогда наша вера в Вечную Жизнь, во всеобщее воскресение, в уготованное нам от создания мира Царство Любви?

Это оттого происходит, что Царство-то Царством, а своё треснувшее корыто, своё уязвленное самолюбие, слепая привязанность к вещам и убеждениям, зависть, жадность часто оказываются важнее всего, даже, как ни страшно это вымолвить христианину, важнее крестной смерти Спасителя нашего. “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?”

Давайте перед тем, как нам уйти из храма в мир, вспомним ещё раз сегодняшние слова Сына Божия, которые, может быть, утешут нас среди всеобщего сетования и непрестанных жалоб: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Мф.6.26.). Аминь.

20 июня 1999 г.

Священник Сергий Ганьковский

20.06.1999


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.