Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ПОКАЗУХА."


Неделя 3 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 5, ст. 1-10

   1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
   2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
   3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
   4 от терпения опытность, от опытности надежда,
   5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
   6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
   7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
   8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
   9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
   10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

От Матфея, гл. 6, ст. 22-33

   22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
   23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
   24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
   25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
   26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
   27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
   28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
   29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
   30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
   31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
   32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
   33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Неделя 3 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святитель Филарет заметил однажды: «…одежда есть следствие беззакония первых людей: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили себе смоковные листья, и сделали опоясания» (Быт.3.7). Это – повязка на греховную рану… всеобщий траур по смерти первобытной непорочности, знамя победы врага над нами». И тогда, когда он говорил это, и сейчас цена некоторых отдельных или, как теперь сказали бы, эксклюзивных экземпляров этой «повязки на греховную рану» поднималась до гигантских размеров и сравнивалась с годовым доходом квалифицированного работника. Для чего такие страсти? Кому нужна эта вызывающая роскошь? Мне? Так я сам себя всё равно не вижу, – не вертеться же круглые сутки у зеркала! Значит, нужно это только для того, чтобы окружающие меня люди видели и – что?… И знали мне цену! Потому что я стою ровно столько, сколько стоит мой неброский, но чудовищно дорогой пиджачок!

Однако сколь ни безумна чрезмерная забота об одежде для тела, не только о её пагубности предупреждает нас сегодня Господь. Давно и хорошо известно, что «одевающиеся пышно и роскошно живущие» (Лк.7.25) «уже получают награду свою» (Мф.6.2). И едва ли человек, занятый всепоглощающим служением маммоне, будет с такой же интенсивностью заботиться о Царстве Небесном, потому что, по слову Божию, мы не можем «служить двум господам: ибо или одного будем ненавидеть, а другого любить; или одному станем усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6.24). Поэтому христианам, избравшим Царство и отвергнувшим маммону, важно понять, что именно хочет сказать нам наш Бог, когда предупреждает: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6.25). Только ли о хлебе насущном говорит Он, только ли о рубашке и брюках?

Не так давно в нашем языке появилось новое слово, еще не зафиксированное акдемическими словарями. Оно в просторечной, а может быть, и несколько грубоватой форме выражает суть явления, против которого предостерегает нас сегодня Спаситель. Слово это – «показуха». Богатая одежда, яркая косметика, фантастическое «плетение волос» (1.Тит.2.9), понятное дело, выставляют человека напоказ, волей-неволей делают его объектом разглядывания. Цель такого поведения понятна: я хочу, чтобы меня заметили, выделили; я хочу нравиться. Если это и беда, то – очевидная, а потому и легко исцеляемая, – разумеется, лишь в том случае, если больной на самом деле хочет исцелиться.

Куда страшнее показуха духовная, когда вместо того чтобы жить духовной жизнью, начинают изображать такую жизнь. Все мы знаем, что можно изобразить любовь, не любя. Но точно так же можно изобразить благочестие. Не так давно одна милая девушка спросила меня, надо ли осенять себя крестным знамением, когда в автобусе проезжаешь мимо храма. Вопрос этот, может быть, и странный, но вполне законный: девушка эта только начинает свой путь к Богу и хочет знать, как по нему идти «правильно». А правило на этом пути только одно: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12.34). Потому и крестное знамение, и земные поклоны, и воздевание рук горе могут и должны совершаться в момент высшего духовного напряжения, то есть когда причиной их является внутреннее состояние, а не тогда, когда мелькнул в окошке автомобиля знакомый крест, то есть когда причиной жеста становятся обстоятельства внешние.

Оттого и ходят по нашим храмам, как по чисту полю, прямо посреди совершения «Страшных Христовых Тайн» такие вот «благоговейные» православные, которые искренне полагают, что правила прямо предписывают им, коли уж они зашли в храм, непременно поставить свечку и приложиться к иконе. И дела им нет до того, что совершается величайшее Таинство Церкви, что «молчит всяка плоть человеча», что, прежде чем они доберутся до вожделенной иконы, они обязательно, хотя и не со зла, кого-нибудь толкнут, обязательно помешают кому-нибудь из молящихся. Зато все смогут убедиться, сколь благочестив и усерден в молитвенном подвиге сей опоздавший.

Две тысячи лет прошло с тех пор, когда прозвучали впервые эти слова Христовы, обличающие показушную праведность фарисеев: «они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф.23.4-7). Две тысячи лет прошло, а кажется, что это про нас с вами написано: и юбки у нас нужной длины, и бороды окладистые, а как позволяли себе опаздывать на богослужение восемь лет назад, ровно так же делается это и теперь. И при этом православная наши совесть «спит и почивает» (Мф.26.45).

Дай же, Боже, и нам всегда отличать настоящее от пустопорожнего и жить так, чтобы было «украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1.Пет.3.3,4). Аминь.

14 июля 2002 г.

Священник Сергий Ганьковский

14.07.2002


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.