Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.06.1998
20.06.1999
09.07.2000
24.06.2001
14.07.2002
06.07.2003
20.06.2004
10.07.2005
03.07.2011
Неделя 3 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
До Евангелия нужно дорасти. Как, впрочем, дорасти нужно до любой книги. Даже до «Мухи-Цокотухи». Если духовный недоросль возьмёт в руки Книгу Вечной Жизни, может случиться так, что многое из того, что там написано, вызовет у него непонимание, раздражение и даже ненависть. Вот почему Господь предупреждает нас сегодня о светлом оке нашей души: если душа одержима злобой, она всех вокруг подозревает в том же самом грехе. А когда человек привык удовлетворять любое своё блудное помышление, трудно ему поверить, что есть на свете люди, отчаянно борющиеся даже с мыслью о возможности падения. Необходимо известное мужество, чтобы отказать себе в праве считаться нравственным эталоном всего человечества, нужен определенный уровень покаяния, чтобы себя признать грешником, а брата своего – праведником. Это нелегко.
Так же трудно и нам, живущим от зарплаты до зарплаты, прикидывающим, как бы выкроить из своего скромного семейного бюджета лишнюю тысячу на ботинки, так же трудно и нам, даже если мы – христиане, услышать этот призыв Господа нашего: «Не заботьтесь…» Да мы бы и рады! Только кто же будет кормить, обувать и одевать нас самих и детей наших? Кто тогда позаботится о повседневных нуждах тела? Поскольку «всего этого ищут язычники», что же нам, горемычным, делать? Сесть, сложить руки и ждать, как то было у одного гоглевского героя, когда галушки сами начнут нам в рот прыгать?
Однако если взглянуть на эти слова Христовы непредубеждённым или, иначе, «светлым» оком, о котором ведь недаром сказано, что оно есть «светильник для тела», тогда и в душе нашей в ответ на это чтение возникнет не раздражение и непонимание, а согласие и даже что-то вроде нежданной радости открытия. Но, конечно, для этого необходимо доверие Свету, желание быть в Свете, искание Света. Ибо когда «свет, который в тебе, тьма», тогда и всё вокруг – тьма, тогда и сами евангельские слова, самый смысл их – тёмен и непонятен. То есть я хочу сказать, что для того, чтобы понимать Евангелие, не обязательно быть глубоко и всесторонне образованным, хотя это, конечно, не грех; для того, чтобы понимать эту Вечную Книгу, нужно просто доверять Церкви.
Именно поэтому столь важное для Своих последователей и учеников житейское поучение Спаситель предваряет просьбой о доверии. Он говорит о «светлом оке», о доверчивой душе. И когда именно такие глаза читают слова евангельские: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» – тогда читающий понимает, что Бог отнюдь не призывает его сидеть сложа руки. Он понимает, что упование на Бога и доверие Ему не отменяют его человеческих усилий по благоустройству мира, ему порученного. Потому что, как известно от начала времён, поселил «Господь Бог человека, которого создал… в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2.15).
Да, птицы небесные «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», но они строят гнёзда и неустанно собирают пищу. А тот, кто хоть раз наблюдал, как вороны, живущие в окрестностях нашего храма, воюют с кошками, защищая своих птенцов, едва ли останется в благодушной уверенности, что птичья жизнь – образец беззаботности. Да, полевые лилии «ни трудятся, ни прядут», но, по премудрому замыслу Божьему, и они не напрасно занимают место на земле, давая пищу не только разнообразным животным, но и благоуханием своим и дивной красотой своей привлекая множество пчёл, производящих мед, который, в свою очередь, необыкновенно кстати скрашивает наши постные трапезы.
Так «всякое дыхание… хвалит Господа» (Пс.150.6), так любая тварь выполняет свою Богом поставленную задачу на земле. Важно только, чтобы при этом тварь не забывала о своём Творце, чтобы она не превращала это всеобщее богослужение, эту вселенскую литургию в служение самой себе. Поскольку из всей твари лишь человек и ангелы могут осознавать своё бытие в отношении к бытию Божию, то, по преимуществу, предупреждение, содержащееся в сегодняшнем Евангелии, относится к человеку. Ангелы ведь свой выбор уже сделали, и изменить его никак нельзя. А вот человек, живущий во времени, остаётся до поры свободным в выборе, поэтому для него существует опасность забыть о Творце и, осуетившись в своих растущих потребностях, стать их рабом и послушником: у того, знаете ли, суп жидок, а у того – жемчуг мелок. При этом не стоит заблуждаться, полагая, что попечения о супе благороднее или извинительнее попечений о жемчуге: если в этих заботах человек забывает о высшем смысле своего существования, то и суп, и жемчуг могут быть одинаково погибельны.
Не к безделью зовёт нас Господь, а к творческому соработничеству с Богом. Он просит нас видеть лес за деревьями, помнить о нашем вечном предназначении: быть друзьями Божиими. Словами Своего первоверховного апостола он вчера и днесь призывает нас: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13.14).Аминь.
24 июня 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
24.06.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.