Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
04.07.1999
23.07.2000
08.07.2001
28.07.2002
20.07.2003
04.07.2004
24.07.2005
Неделя 5 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Зрелище утопающего в морской пучине стада свиней – ужасно! Созерцание сумасшедших, рвущих на себе одежду, раздирающих даже цепи, их сковывающие, угнетает сердце. Неужели нельзя было и скорбных безумцев исцелить и ни в чём не повинных домашних тварей сохранить? Почему – готов спросить добрый и сострадательный человек – спасение одних покупается ценой страданий и гибели других? Почему Бог так устроил этот мир, что в нём существуют слезы, скорбь, боль, смерть? И, что самое непереносимое, смерть непорочных: детей, домашних животных, растений… Знаете, о чём чаще всего сокрушаются люди, впервые открывшие Евангелие: зачем Христос погубил бесплодную смоковницу? Чего плохого она Ему сделала? Добрые люди скорбят о страданиях невинных, обвиняя Бога в изощрённой жестокости: зачем-де допускает такое на подведомственной территории? Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане Афонском приводит такое суждение старца на эту тему: «Страстно любящий человеческий мир живёт его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстаёт на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстаёт иногда до сильной вражды». Так что демонстрация в защиту животных жителей Гергесинской страны закончилась для Спасителя сравнительно благополучно: Его всего лишь изгнали. А ведь и убить могли…
С тех самых далёких библейских времён и до сего дня все эти бесчисленные экологисты, «зелёные», защитники прав животных, вегетарианцы вслед за свинолюбивыми жителями страны Гергесинской упрекают Бога за то, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22).Тварь стенает и мучается, говорят они, потому что Бог по жестокости Своей и равнодушию допускает эти страдания. Говорят они так, потому что не хотят да и не могут знать правды. А между тем правда эта была открыта ещё Адаму сразу после грехопадения первого человека. «Проклята земля за тебя» (Быт.3.17), – сказал ему Бог, вся тварь оказалась сокрушена и погублена в результате предательства, по причине измены того, кто был «венцом творения». И вот теперь человек не желает признавать своей вины, он не хочет сделаться ответчиком за грехопадение, он, по обыкновению, возлагает всю вину за несовершенство мира и горестные стенания твари на Творца! А то, что с грехом, совершённым прародителем, в мир вошла смерть, об этом потомки адамовы предпочитают не вспоминать.
Человеку, сотворённому Богом, в пищу были даны, как сказано в Библии, «всякая трава, сеющая семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт.1.29). Видите, трава, а не плоть живых существ! Человеку же, повреждённому грехом, человеку, изменившему Богу, вкусившему смерти потомку Адама, Бог сказал: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт. 9.3). Таким образом, мясоядение стало знаком человеческой падшести, своего рода смиряющим фактором, постоянным напоминанием о том, что мы изгнаны из Рая. Потому и пост, благословлённый Церковью, не просто некое самоограничение, но и напоминание об утраченной невинности, о времени блаженства, о том, что мы называем счастьем. В свою очередь, вегетарианство, то есть пост безблагодатный, самостийный – не что иное, как попытка отказаться от покаянной памяти о своём отпадении от Бога, попытка преступить Божию заповедь. Поэтому Церковь Пятьдесят первым Правилом Святых Апостолов вегетарианство осуждает и запрещает как практику душевредную, ведущую к торжеству гордыни и самомнения.
Потому и Народ Божий в искупление своих грехов приносил в жертву всесожжения невинного ягнёнка (Исх.12.5), постоянно памятуя о том, что «похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1.15). Наши далёкие предки понимали, что гибель невинного агнца – это постоянный укор им, живущим грешникам. Потому и Невинный Сын Божий, как некогда Агнец, Взявший на Себя грех мира, умер страшной смертью на Кресте, чтобы творящие в Его воспоминание Бескровную жертву Евхаристии, совершали это, памятуя о своих грехах и каясь в них.
Это из-за нашего греха, а отнюдь не из-за недосмотра Божия «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»! Это потому, что мы – грешники, гибнет природа, горят леса, скудеет на наших глазах земля, которая дана была нам для того, чтобы мы, по заповеди Божьей, «возделывали и хранили её» (Быт.2.15).
Защитники окружающей среды, при всём том что они делают большое и важное дело, всё-таки борются не с причинами, а всего лишь с печальными последствиями. Их пламенные и отчаянные призывы сохранить умирающую природу не могут тронуть самодовольные сердца, чуждые покаяния. Они, бедняги, как и жители Гергесинской страны, не видят прямой связи между собственным грехом и, к примеру, массовой гибелью китов в мировом океане или тем, что стадо свиней бросилось со скалы в море. «Зелёные» убеждены, что во всём виновато растущее промышленное производство и пресловутая глобализация, в то время как пожалевшие свиней гергесинцы полагали, что утопленное стадо – слишком большая плата за исцеление двух сумасшедших. И тем и другим не нужен Спаситель, потому что и тем и другим в голову не приходит обвинить в несчастьях мира самих себя. Но мы, православные, должны бы помнить, что живая природа, созданная Творцом во всём её великолепии и многообразии, сохранена и спасена может быть не природозащитными демонстрациями, не яростными стычками с полицией, не изгнанием Христа «от пределов их» (Мф.8.34), а тихими словами, произносимыми в глубине сокрушённого сердца: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.
8 июля 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
08.07.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.