Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
Стать христианином - это значит не только переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно измениться, стать другим человеком.
Младенцев крестят по вере взрослых (родителей и крестных) с тем, чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по милосердию Создателя в Крещении, а если крестится взрослый человек, Крещением омываются совершенные им ранее грехи.
Но при этом нужно помнить слова Господа Иисуса Христа, во Имя Которого хотите креститься: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут" (От Луки 12:48).
С того, кто знал волю Христа, называя себя христианином, будет и больше спрошено, так как быть христианином - это не привелегия, а прежде всего - ответственность за все свои поступки и мысли. Быть христианином – значит жить и действовать в соответствии с волей Христа, Его примером, Его заповедями. Строго говоря, христиане призваны к достижению святости.
Таинство есть священное действие, в котором через какое-либо видимое действие невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится Ее членом.
Таинства учреждены были Господом. Таинство Крещения самое первое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением».
Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Если у человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику. Крещение в таком случае может быть совершено особым образом, решение о чем принимает священник.
Крещение младенцев началось с древних времен. От младенцев, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных), на которых лежит обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.
Крещение младенцев совершается обычно на сороковой день после рождения, однако, может быть совершено и ранее, и после этого дня.
Имя в крещении нарекается во время особой молитвы перед началом таинства. По древней традиции Русской Православной Церкви, имя нарекается в честь какого-либо святого. Это может быть святой, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день Крещения, или просто почитаемый в данной семье святой. День памяти этого святого будет днем именин крещаемого. Важно знать житие святого, чье имя носишь, обращаться к нему в молитвах.
В случае, если имени ребенка нет в святцах (то есть нет святого с таким именем), в крещении нарекается имя, либо созвучное (например, Рустам-Рустик, Арина-Ирина), либо соответствующее по смыслу (например, Виктория-Ника). Нет ничего страшного, если имя девочки дается в честь святого мужского пола, так например, имена Инна и Римма, которыми называют девочек, даются в честь святых мучеников мужчин Инны и Риммы.
Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»), тот, кто ведет церковную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере и церковной жизни тот, кто сам в ней является начинающим?
По традиции, крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками, по традиции, не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника.
Символ веры при Крещении должен читаться самим крещаемым (или крестными) по-церковнославянски.
После Крещения, по мере взросления, восприемник должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это на Страшном Суде.
Церковнославянский текст |
Русский текст |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. |
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. |
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. |
Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. |
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. |
И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. |
И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. |
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. |
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. |
В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. |
Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, |
Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. |
и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает», - пишет апостол Павел (К Евреям 11:6). В отличии от неопределенного религиозного чувства, которое присуще и многим людям, неопределившимся в вере и считающим, что главное иметь «Бога в душе», подлинная вера предполагает не просто уверенность в Его бытии, но принятие всем сердцем Его воли, Его откровенного слова, т.е. Благой Вести (по-гречески – Евангелия) о спасении людей. Вера невозможна без доверия Богу и Его слову, запечатленному в Священном Писании.
Мы ничего определенного не могли бы помыслить о невидимом Боге, если б Он Сам не открыл Себя людям. И на основании Откровения, содержащегося в книгах Нового Завета, Церковь, основанная Христом, начиная с избранных Им учеников, или апостолов («апостол» по-гречески значит посланник), свидетельствует: Бог один (единый) по сущности Своей, но в то же время троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. То есть Бог есть Пресвятая Троица, единосущная (поскольку и у Отца, и у Сына, и у Духа одна и та же божественная природа, одно существо) и нераздельная (три божественных Лица пребывают друг в друге и неразделимы друг с другом, поэтому Бога не три, а один). Бог называется также Вседержителем, т.к. весь созданный Им мир Он содержит в Своей силе и воле. Он – Творец неба и земли, мира видимого и невидимого (к миру невидимому принадлежат разумные существа, небесные бесплотные силы – архангелы и ангелы). Бог-Отец – первое Лицо Пресвятой Троицы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Божественной Троицы, Господь Иисус Христос. Имя Иисус означает «спаситель» или «Бог спасает», оно было открыто Архангелом Гавриилом Деве Марии, жившей в Назарете, перед рождением от Нее Иисуса Христа, уже как Сына Человеческого, как повествует об этом Евангелие от Луки 1:26-38. Христос – значит помазанник Божий. В древней Иудее был обычай помазывать священным елеем царей на царство, первосвященников и пророков на служение.
Иисус Христос назван Сыном Божиим Единородным, т.к. Он – один-единственный, рожденный от Отца, из Его сущности, но не во времени, как рождаются творения земные, а «прежде всех веков», прежде, чем появилось само время, не отделимое от сотворенного мира. Христос – «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного». Как говорит апостол Иоанн Богослов, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е Иоанна 1:5), и он же пишет о Христе в четвертом Евангелии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Иоанна 1:9-12). Сын Божий – рожденный, но не сотворенный во времени, в отличие от человеческого рождения. Он – Бог, а не творение, и одного и того же божественного существа с Богом Отцом, т.е. единосущный Отцу. Бог сотворил все через Сына Своего, который в Священном Писании также называется Премудростью и Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна 1:1-3). На это и указывают слова Символа Веры «Имже вся быша».
«Нас ради человек и нашего ради спасения». Священное Писание говорит, что Мессия «спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1:21), и самое спасение полагает «в прощении грехов» (От Луки 1:77). Господь Иисус Христос явился в «умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 2:2), «для уничтожения греха жертвою Своею» (К Евреям 9:26).Он «умер за грехи наши» (1 Коринфянам 15:3),дабы нам, бывшим «прежде рабами греха» (К Римлянам 6:17), «не быть уже рабами греху» (К Римлянам 6:6).
Сын Божий, хотя и открыл Себя в первую очередь израильскому народу, но сошел с небес, придя на землю, не только для него одного, а вообще для всего человечества. Он прежде был невидим и стал видимым, когда явился во плоти человеческой, т.е воплотился, принял на себя все природные свойства, всю слабость и ограниченность плоти (только грех человеческий был абсолютно чужд Ему), не утратив нисколько Своих божественных свойств, не переставая быть при этом Богом. Воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, так что Дева Мария, Богоматерь, как была Девой прежде зачатия и рождения Христа, так Ей и осталась по Рождестве до конца Своей жизни. Потому Церковь ее называет также Приснодевой (т.е. вечной Девой). И Христос не просто воплотился, но вочеловечился, т.е. стал полноценным человеком.
Иисус Христос был распят за нас как последний ничтожный раб, как государственный преступник (в Римской империи это была самая позорная и мучительная казнь), и Своей смертью на кресте избавил нас от вечной смерти и «клятвы закона», т.е. того закона, который был до Христа. Ибо никто никогда не был способным исполнить весь закон, открытый людям через древних пророков, потому люди и чувствовали себя отверженными Богом, т.к. в законе было написано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего» (Второзаконие 27:26). Апостол Павел учит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (К Галатам 3:13), т.е Он примирил всех нас, грешников, с Отцом Небесным. Примирил своими страданиями, как человек, Сын Человеческий, принеся Себя в жертву добровольно. После распятия Он был погребен, и враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали его. Но на третий день (точнее, в конце второй ночи после погребения) Он воскрес, согласно древним пророчествам и псалмам Ветхого Завета (по Писанию) и свидетельствам апостолов-евангелистов, очевидцев этого события.
Слова «и возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца» заимствованы из посланий апостола Павла: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (К Ефесянам 4:10); «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (К Евреям 8:1). Они означают, что Иисус Христос имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом. «Одесную» происходит от славянского «десница», т.е. правая рука. Писание Нового Завета говорит нам не только о Вознесении Христа, но и о будущем Его пришествии: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).
Дух Святой называется также Господом, Животворящим. И до Христа люди чувствовали действие Духа Божия, Им были движимы великие библейские пророки, предрекавшие пришествие на землю Мессии-избавителя. Духу Святому присуща животворящая сила, поддерживающая всякую жизнь на земле, но особенно духовную у людей. Дух Святой продолжает дело Христово, начатое Им на земле, в Его последователях. Христос обещал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (От Иоанна, 15: 26). Духу Святому подобает равное с Отцом и Сыном поклонение и прославление, и Сам Христос, давая по Воскресении Своем последнее прощальное напутствие Своим ученикам, призвал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (От Матфея 28:19). Дух Святой явил Себя чудесным образом на 50-й день по Воскресении Христовом, когда, сойдя на собранных в Иерусалиме вместе учеников и апостолов Христовых в подобии огненных языков пламени, Он вдохновил их на проповедь о Христе Воскресшем среди всех народов, начиная с Израиля (Деяния 2). День Пятидесятницы называют днем рождения Церкви Христовой.
Веруем также в единую Церковь как тело Христово, состоящее из множества разных членов, имеющее одну главу, Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим, Духом Святым (1 Коринфянам, 12). Церковь называется Соборной, т.к. в ней собраны со всех концов земли люди разных культур и национальностей. Церковь называется Апостольской, потому что, во-первых, она непрерывно от апостолов сохраняет учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение следующих за апостолами епископов и пресвитеров (священников), а во-вторых, епископское и пресвитерское служение призвано быть продолжением апостольского служения.
Исповедуем одно (единственное) в жизни христианина Крещение как таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы (Отца, Сына и Св.Духа) умирает для жизни греховной, для мира, во зле лежащего, и воскресает, рождаясь заново, для жизни в Боге, в Духе Божием. Как рождается человек по плоти один раз в жизни, так и «водою и Духом» один лишь раз. О воскресении мертвых и будущей бесконечной жизни есть множество свидетельств как в Ветхом, так и в Новом Завете. Можно привести слова Самого Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. <…> Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (От Иоанна 5:25-29).
Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.
Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.
Обыкновенно перед началом чина таинства Крещения, священником читается молитва наречения имени. В традиции Русской Церкви давать имена в честь святых, выбирая имя из святцев.
Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея, 4, от Луки, 4). И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество вцелом. Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов.
Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:
Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?
- Отрекаюсь, - отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.
- Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник.
- Отрекся(лась), - отвечает крещаемый(мая) (также трижды).
- И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник.
Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).
Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:
- Сочетаешься ли Христу?
- Сочетаюсь, - подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).
- Сочетался(лась) ли Христу?
- Сочетался(лась).
- И веруешь ли Ему?
- Верую Ему, как Царю и Богу, - отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.
По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:
- Сочетался(лась) ли Христу?
- Сочетался(лась).
- И поклонись Ему, - призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным знамением, отвечая:
- Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.
- Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.
Вторая и основная часть – святое Крещение
Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» - псалом 118:73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног).
Затем следует троекратное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.
После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается Псалом 31:
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Третья часть – таинство Миропомазания
Водное крещение, то есть омовение, совершилось. За ним следует крещение Духом Святым, подобное тому, что восприняли апостолы в день Пятидесятницы. Первоначально дар Святого Духа сообщался уверовавшим во Христа через возложение рук апостольских, но позднее, по причине быстрого умножения числа христиан и их распространения по всей Римской империи, физически апостолам стало невозможно возлагать руки на каждого покрестившегося, и возложение рук было заменено освящением мира и помазанием святым миром. Миро – ароматное масло, сваренное и освященное особым образом, содержащее 33 ароматических компонента, по числу земных лет Господа Иисуса Христа. Освящать миро имеет право только епископ, да и то не всякий, а в силу многовековой традиции лишь глава данной поместной (автокефальной) Церкви; в русской Церкви это Патриарх Московский и всея Руси. После освящения миро распределяется по разным церковным общинам, через епископов, возглавляющих данную церковную область (епархию).
У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь».
В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания в храме.
После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой. Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, - К Галатам 3:27). По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?
И читается отрывки из Священного Писания.
Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем(К Римлянам 6:3-11).
Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.(От Матфея 28:16-20).
Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира губкой со словами (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (1 Коринфянам 6:11). И заключительное священнодействие – пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову. С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры.
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить о том, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).
Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние) и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).
В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.
В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (К Галатам 5:19-23).
Таинства Церкви приобщают человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия.
Заповеди Божии
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях, они и были даны Моисею в Ветхом Завете.
Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея 22,37:40).
Господь Иисус Христос говорит:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения они должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
Взрослые крещаемые или родители и восприемники младенцев должны предварительно пройти огласительные беседы со священником.
Крестным (восприемником) может быть только крещенный православный христианин. Обязателен крестный того же пола, что и крещаемый. По традиции, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.
Для крещения грудных детей необходимо иметь при себе: КРЕСТИК (на ленточке или цепочке) и ПОЛОТЕНЦЕ.
Для крещения детей старшего возраста и взрослых необходимо иметь при себе: КРЕСТИК, КРЕСТИЛЬНУЮ РУБАШКУ (любая светлая, желательно белая сорочка без рисунка), ПОЛОТЕНЦЕ.
Помните, что фото и видеосъемка в храме совершается только с благословения священника и благоговейно, дабы не мешать молитве и совершению таинства.
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.