Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
10.05.1998
02.05.1999
21.05.2000
06.05.2001
26.05.2002
18.05.2003
29.04.2004
22.05.2005
14.05.2006
15.05.2011
Неделя 4 по Пасхе.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Христос спрашивает меня и каждого из нас: “Хочешь ли быть здоров?” Вопрос этот кажется многим по меньшей мере странным. Да кто же, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, ответит на него: “Не хочу”? Есть ли на свете человек, готовый отвергнуть то, что вожделеннее, желаннее всего, – здоровье? Сыщется ли среди нас некто, мечтающий о болезни? На первый взгляд кажется, что такое допущение просто безумно. Однако если мы внимательно вникнем в сегодняшнее евангельское чтение, окажется, что всё не так просто и с нашим желанием быть здравыми, и с нашей верой в исцеление, и с нашим наивным представлением о важности и сугубой ценности здоровья.
Вспомните, когда Господь встречает исцелённого в Храме Он говорит ему: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже” (Ин.5.14.). Слова эти явно намекают на то, что бывший расслабленный чем-то тяжко согрешил, и Спаситель предупреждает его от повторения былых заблуждений, предостерегает от чего-то такого, что может оказаться тяжелее и ужаснее этих прошедших тридцати восьми лет. И вот нам необходимо вообразить себе это “что-то”, что страшнее, что мучительнее участи несчастного калеки, около сорока лет – большую часть сознательной жизни человека – пролежавшего без надежды, без сил, без близких друзей и родных, одиноким, всеми брошенным, всеми забытым...
Если представить себе, что этот несчастный калека согрешил до своей болезни и болезнь явилась наказанием за его грех, тогда даже человеческое милосердие, то самое убогое и жалкое милосердие, повреждённых грехом людей, о котором Господь сказал: “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим...”(Мф.7.11.), даже это милосердие возопиет к небесам с мольбой о снисхождении: тридцать восемь лет страданий перекроют любые ошибки, искупят любой грех. Кольми ж паче – насколько же более – милосердие Отца Небесного!
Нет! Спаситель предупреждает исцелённого о грехах будущих, о грехах, ещё не совершённых, потому что Он прозревает грядущее, потому что видит лукавое и жадное сердце человека, который отвечает на чудо исцеления просто и без затей: исцелённый предаёт своего Исцелителя. Причём предаёт на удивление легко, даже как-то буднично. Его не мучают, не бьют, не грозят отлучить от синагоги, то есть изгнать из общества людей добропорядочных, его, наконец, не пытают на дыбе... И тем страшнее, тем горестнее звучит последняя фраза сегодняшнего отрывка из Евангелия от Иоанна: “Человек сей пошёл и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус”(Ин.5.15.)
Первая мысль, которая приходит в голову, когда осознаёшь смысл прочитанного: этого не может быть, так не бывает! с какой стати несчастный больной предаёт Того, Кто его исцелил? А с той же стати, что и мы, грешные, когда творим беззакония, когда вновь и вновь после исповеди и причастия, после зароков и клятв совершаем то, о чём жестоко, но справедливо сказал апостол Пётр: “Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи”(2 Пет.2.22).
Если, не дай Бог, такое возвращение ко греху будет повторяться чаще и чаще, то можно себе представить, что однажды человек откажется каяться вновь и останется навеки в удушливых объятиях своей смрадной страсти, там, где нет надежды, там, где нет Света, там, где нет Бога, – в аду. Оказаться в аду ещё при жизни – вот ужас, худший самой страшной болезни, вот то, о чём предупреждает Христос расслабленного.
Теперь пусть каждый спросит себя: правда ли я хочу быть здоровым? На самом ли деле я хочу избавиться от греха, меня терзающего? Или подобно блаженному Августину, епископу Иппонийскому, во дни своей языческой юности взывавшему к Богу с мольбой: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас!” (“Исповедь”, кн.8,7,17.), мы рассчитываем погрешить ещё всласть, потому что “всё равно же каяться, так семь бед – один ответ”.
Хочешь ли быть здоровым, человек? Или сладость греха тебе вожделеннее обителей твоего Небесного Отца? Если ты и впрямь хочешь здоровья и радости о Господе, тогда помни, что хуже болезни, хуже тридцативосьмилетнего расслабления может быть только одно – отказ от Бога, мрак неверия, ад на земле. Аминь.
2 мая 1999 г.
Священник Сергий Ганьковский
02.05.1999
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.