Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
13.12.1998
12.12.1999
10.12.2000
09.12.2001
08.12.2002
07.12.2003
12.12.2004
11.12.2005
12.12.2010
Неделя 25 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10.34). Эти слова Господа нашего определяют христианство как религию воинствующую, а её последователей призывают осознать себя Христовым воинством. Недаром первые шаги в Церковь, совершаемые во время таинства Крещения каждым из нас, сопровождаются вот такими словами, обращенными к врагу и супостату рода человеческого: «Изыди, и отступи от запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего!»
Мало того, волей своего «Взбранного Воеводы», сказавшего своим ученикам: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16.33), мы призваны одержать победу над миром, который «лежит во зле» (1.Ин.5.19), и таким образом одолеть зло в мире, которому «тварь покорилась… не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим.8.20). Не сам тварный мир плох, отвратительно зло, извратившее и погубившее этот некогда прекрасный и совершенный мир, про который по завершении творения сам Творец свидетельствовал, что оно «хорошо весьма» (Быт.1.31).
Воинствование Церкви Христовой направлено, как говорит нам сегодня апостол, «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6.12). Это очень важное целеуказание. Дело в том, что грешнику свойственно видеть врага не там, где он на самом деле обретается, а там, где свои искусные призраки и обманки расставляют для него эти самые «мироправители тьмы». Как завёл при начале мира падший Адам свою унылую песню самооправдания: «жена, которую Ты мне дал…» (Быт.3.12), так доныне и продолжает тянуть всё то же: «дай, я выну сучок из глаза твоего» (Мф.7.4)! А мы, его достойные потомки, вместо того чтобы искать врага в самих себе, то есть возрастать в покаянии, по-прежнему исхитряемся обретать врагов в ближних и дальних, в «плоти и крови», как называет это апостол Павел. Воистину: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13. 5).
Стрельба по ложным целям доставляет победу не делу Божию на земле, а проделкам «духов злобы поднебесных». Воинствующий против «плоти и крови» поневоле становится соработником «мироправителей тьмы», хотя кажется ему, что бьётся он за правое дело.
Вот и начальник синагоги из сегодняшнего евангельского чтения искренне полагает, что, запрещая Спасителю исцелять в субботу, он защищает Закон и борется с кощунниками, этим самым Законом пренебрегающими. Ему, конечно, и в голову не приходит, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2.27). Он попался в сети, расставленные врагом, и поэтому яростно сражается с фантомом. Ну, подумаем: правда ли, что Христос нарушает закон о субботнем покое? Не Сын ли Человеческий «есть господин и субботы» (Мф.12.8)?
Так, ослеплённый собственной гордыней малоопытный воин Христов может однажды свой меч духовный употребить во зло, размахивая им не глядя направо и налево, разя своих и чужих, к вящей радости нашего настоящего и единственного врага. Поэтому так важно помнить призыв апостола Павла, обращённый к каждому из нас со страниц его давнего Послания к Ефесянам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6.11).
О том, каково это оружие, апостол пишет ниже: «Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6.14-17). Таким оружием, как мы понимаем, нельзя снести голову с плеч супостата, потому что, оказывается, главная его разящая сила заключается в готовности «благовествовать мир» (Еф.6.15).
Видите, всё у нас не как у людей: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1.Кор.4.12,13). И самое мощное оружие наше – «готовность благовествовать мир», а самый сокрушительный меч, приводящий в трепет врагов, – Слово Божие! А всё потому, что полководец этой великой армии, наш Взбранный Воевода, давно и недвусмысленно сказал всем Своим ученикам и соратникам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18.36). Поэтому защитники и герои этого Царства так непохожи на защитников и героев царей земных, которые, по слову Христову, «господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20.25-27).
Не дай нам Бог забыть об этом! Не дай нам Бог увлечься борьбой с «плотью и кровью», то есть с теми самыми людьми, ради спасения которых была пролита Божественная Кровь Сына Человеческого! «Мироправители тьмы» больше всего на свете хотели бы, чтобы каждый из нас назвал своим врагом не их, «духов злобы поднебесных», а ближнего своего, брата своего, заблудшего, но так же по-прежнему любимого Богом! Не дай нам Бог не услышать сегодняшнего предупреждения апостольского о том, что у христиан нет и не может быть иных врагов, кроме «мироправителей тьмы века сего», то есть диавола и падших ангелов его. Аминь.
7 декабря 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
07.12.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.