Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
09.08.1998
01.08.1999
20.08.2000
05.08.2001
25.08.2002
17.08.2003
01.08.2004
21.08.2005
14.08.2011
Неделя 9 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Есть в Православной Церкви икона, которая свидетельствует о нашей общей вере, о нашем общем уповании, о надежде нашей. Надежде, которая «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5.5). Икона эта чаще всего предстоит взору прихожан на праздничном аналое и называется «Сошествие во ад». Я бы назвал её главной иконой Церкви, потому что это – икона Воскресения нашего Спасителя, «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1.Кор.15.14). Образ этот радикально отличается от иконы Воскресения Христова, бытующей у западных христиан, на которой воскресший Спаситель в белых одеждах как бы парит над отверстым голгофским склепом. Здесь созерцатель становится свидетелем таинственного и непостижимого мгновения воскресения Христова.
Не такова православная икона. На ней мы не увидим ни Голгофы с пустым Крестом, ни открытого Гроба Господня, ни изумлённых ангелов. Потому что не просто ошеломляющую весть о воскресении умершего на Кресте Сына Человеческого несёт в мир изображение сошествия во ад, образ этот открывает нам понимание того, зачем Бог стал человеком, зачем претерпел мучительную и позорную казнь. Благоговейному и внимательному взору откроется, что Бог воплотился не для того, чтобы научить людей правде, не для того, чтобы смягчить нравы или улучшить законы. Всё это можно и должно было совершить человеческими руками, для чего «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр.1.1), находил среди падшего человечества достойных людей, пророков, боговидцев и свидетелей Истины, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11.33-36,37). Но все их усилия, по словам апостола Павла, остались тщетными, ибо совершающие их «не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11.39,40).
Вот это-то «лучшее», обещанное Богом не только им, ветхозаветным пророкам и праведникам, но и всем людям и Ветхого, и Нового Заветов, как раз и открывается внимательному и благоговейному созерцателю иконы «Сошествие во ад». Оказывается, Бог стал Человеком, чтобы умереть! Бог воплотился, чтобы сойти во ад и таким образом разрушить эту юдоль смерти, это место, где нет надежды, нет веры, нет утешения, потому что там не могло быть Бога, ибо Бог и смерть – «две вещи несовместные». Теперь Бог вошёл в смерть – и смерти не стало!
Мы видим, как попираются ногами Сына Человеческого «вереи смертные», как рушатся, обращаются в прах и проваливаются в бездну адские врата. Изумлённым взором мы созерцаем, как наш Спаситель за руку буквально вытаскивает на Свет Божий Адама и Еву, а вместе с ними и в их лице всё ветхозаветное человечество.
Дивная надежда оживает в наших сердцах при виде этого спасительного подвига Сына Божия. Если уж наших праотцев, которые были началом и причиной всех грехов, всех предательств, всех измен, всех прелюбодеяний человеческих, Господь тащит вон из вечной тьмы к свету Вечной Жизни, то, значит, и у нас грешных есть шанс. Значит, и мы, ежечасно насилуемые грехом, мы, запутавшиеся во лжи, не должны впадать в отчаяние о своём спасении. Значит, Бог и в самом деле «не хочет смерти грешника» (Иез.33.11). И не хочет до такой степени, что готов взойти на Крест и сойти во ад, только для того, чтобы я, бесстыжий и непотребный, «не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16).
Христово хождение по водам, о котором мы читали в сегодняшнем Евангелии, не просто чудо, совершаемое для демонстрации сверхъестественных возможностей Сына Человеческого, не фокус и не галлюцинация, как это поначалу показалось апостолам. Погружение Спасителя в пучину бури для них, носимых безжалостными волнами штормящего озера, для них, в голос кричавших от страха (Мф.14.26), должно было бы стать символом схождения во ад Сына Божия, образом, или, по-гречески, «иконой», того дивного чуда, ради которого Бог с Неба сошёл на обезображенную грехом, мрачную и угрюмую землю.
И вот мы теперь должны помнить, что рука нашего Бога, протянутая утопающему Петру, так похожая на руку Божию, из адского мрака выводящую праотца Адама, эта рука спасения точно так же предложена и каждому из нас. И к каждому из нас, в какой бы бездне отчаяния мы не обретались, обращены утешающие и животворные слова Иисуса: «…ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14.27). Аминь.
17 августа 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
17.08.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.