Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
09.08.1998
01.08.1999
20.08.2000
05.08.2001
25.08.2002
17.08.2003
01.08.2004
21.08.2005
14.08.2011
Неделя 9 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В 1913 году Россия торжественно праздновала трехсотлетие Дома Романовых. В 1913 году экономика нашей страны была на подъёме. Восемьдесят семь лет тому назад нашим согражданам казалось, что так будет всегда. Семьи собирались за вечерним чаем вокруг большого стола под уютной лампой и строили планы на будущее. А через четыре года страны, которая просуществовала тысячу лет, не стало. Рухнуло всё.
В 1988 году в Советском Союзе совершенно неожиданно для всех его граждан торжественно праздновали Тысячелетие Крещения Руси. Руководители самого большого в мире государства, они же – самые главные атеисты и коммунисты страны, заседали вместе с епископами – Князьями Церкви – в президиумах одних и тех же торжественных собраний. Всем разрешили ходить в церковь, не страшась никаких наказаний. Уже гораздо более малочисленные семьи собирались на кухнях малогабаритных квартир и, с изумлением вглядываясь в экраны телевизоров и вслушиваясь в слова дикторов, гадали: что-то будет.… А через три года самая большая страна мира перестала существовать. Новые государственные границы рассекли не только “родные поля и леса”, но и буквально огороды и дома ни в чём не повинных граждан.
Один русский священник, свидетель “страшных лет России”, пережив катастрофу 1917 года, написал в своём дневнике такие слова: “В нашей теперешней жизни всё так неверно, шатко, тяжело, почти непереносимо, что смерть совсем не кажется чем-то страшным. Я часто думаю о смерти, как о спокойном светлом пристанище, где нет болезней, печали, а главное – нет разлуки. Когда я на утренней и вечерней молитве поминаю многих дорогих людей, то в минуты грусти, мне почти радостно думать, что я буду с ними, и жизнь их кажется вернее нашего призрачного существования”.
Я вспомнил сегодня и горестные события нашей отечественной истории и скорбную реакцию на эти события их участника и жертвы потому, что мы только что прочитали евангельское повествование о буре. Мы прочитали о том, как старый рыбак, который, как никто, знал об опасностях морской пучины, который лучше многих чувствовал всю ненадёжность волн, тем не менее решительно шагнул за борт лодки. Шагнул навстречу своему Богу.
Страшно плыть на корабле, когда под днищем двухкилометровая толща воды, когда волны швыряют тысячетонную громадину современного морского лайнера, как щепку. Страшно лететь над облаками на высоте десяти тысяч метров в хрупком и ненадёжном сооружении рук человеческих. Иногда кажется, что, если сиднем сидеть дома, если нос за дверь не высовывать, тогда можно хоть в какой-то степени рассчитывать на покой и безопасность. Видимо, человеку вообще свойственно полагать, что покой, стабильность, предсказуемость жизни – норма нашего земного бытия. И не то чтобы даже полагать, то есть, быть до какой-то степени уверенным в этом, но робко надеяться, мечтать о благоустроенности жизни, о безопасности, о безмятежном житии. Нам очень трудно привыкнуть к мысли, что мирная и спокойная жизнь – удел погибающих. Нам так не хочется подвергать себя испытаниям, тем более – испытанию бурей.
А между тем неспроста наша обычная жизнь чаще всего сравнивается с плаванием по бурному житейскому морю. Ведь это только кажется, что здесь и сейчас – покой и безопасность. На самом деле буря – везде и, прежде всего, в нашей душе. Что с того, что у нас под ногами твёрдая почва! Дня не проходит, чтобы жестокая качка не трепала нашу душу, чтобы совесть наша не была терзаема стыдом, чтобы обида не захлёстывала нас жгучей волной. Во всех этих ежедневных испытаниях так легко погибнуть, захлебнуться, утонуть! И каждый день мы стоим перед выбором: войти в такой непростой, такой подчас враждебный мир или закрыть глаза, заткнуть уши, оградить себя от всего внешнего, раздражающего, от всего, что больно ранит наше сердце. Может быть, и правда, поберечь себя?
Но вспомните, как начинается сегодняшнее Евангелие: “Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку” (Мф.14.22). Господь заставляет меня каждый день встречаться не только с теми, чьи лица вызывают у меня улыбку радости. Господь понуждает меня ежедневно погружаться в общение с людьми, которые, как мне иногда кажется, сумеют и ангела вывести из себя. Мой Спаситель хочет, чтобы я оказался в центре, в сердцевине бури житейской, чтобы научить меня множеству весьма важных вещей.
Во-первых, мужеству. Потому что, как ни страшно плыть по бушующему морю, как ни страшно брать на себя ответственность за других людей, взрослый, зрелый человек должен уметь это делать. Он должен это делать сам, а не прятаться за спины других.
Во-вторых, терпению. Ни одна буря, ни одно искушение, ни одна обида не длится бесконечно долго. Рано или поздно соблазн исчезает, надо только научиться ждать, надо научиться, как говориться, держать удар. И ведь понятно, что научиться держать удар можно только в том случае, если волны бьют и бьют в борт утлого судёнышка.
И, наконец, для того Господь вырывает нас из столь желаемого нами “диванно-телевизорного” уюта, чтобы мы научились, может быть, самому главному – надежде. Упованию на Него, на нашего Спасителя. Чтобы мы на своём собственном опыте убедились: чем мрачнее тучи, чем страшнее волны, чем ужаснее буря, чем беспросветнее мрак – тем ближе Господь. Аминь.
20 августа 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
20.08.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.