Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
21.02.1999
12.03.2000
25.02.2001
17.03.2002
09.03.2002
22.02.2004
13.03.2005
05.03.2006
06.03.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6.14-15). Эти слова в Евангелии от Матфея следуют сразу за молитвой Господней и являются дополнением и развитием прошения «… и прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим» (Мф.6.12).
Греческий глагол (αφιέναι, αφίημι), переводимый обычно как «прощать», «оставлять», имеет также и такие значения как «отпускать на волю», «освобождать», «оправдывать по суду». И это освобождение нами наших ближних от их грехов против нас, это оправдание их на нашем внутреннем суде, ставится Господом как условие для прощения нас самих от грехов наших.
При этом многие древние списки Евангелия и многие отцы Церкви (например, Златоуст, Киприан и другие) употребляют слово «прощаем» не в настоящем времени (αφίεμεν), а в аористе (αφήκαμεν), указывая тем самым на законченное действие в прошлом. Таким образом, Христос, предлагая ученикам образец молитвы, учит просить у Бога простить нам наши долги, прегрешения наши, на основании того, что мы уже простили должников наших.
Такое понимание этого условия нашего оправдания перед Богом может ужаснуть своим масштабом и трудноисполнимостью. Ведь в самом деле, пока мы не простили сполна всем согрешившим против нас, всем огорчившим нас, наконец, всем просто не воздавшим нам якобы «должных» уважения или хоть просто внимания, до тех пор мы не в праве обращаться к Богу с просьбой о прощении нас самих.
И дело тут, думается, не в том, что Бог подводит некий бухгалтерский учёт, некий баланс прегрешений наших и совершённых против нас, долгов отпущенных и неотпущенных, а в том, что не «отпустив на свободу» другого, мы наносим вред в первую очередь не ему, а самим себе. Мы сами постоянно подводим внутри себя эгоистичный счёт наших обид и раздражений, тем самым отделяя самих себя от ближних, а потому – и от Бога. И вот уже не Бог прогоняет нас, а мы закрываемся от Него своим непрощением.
Говоря своим ученикам о посте и молитве, Спаситель призывает не к внешней праведности, тешащей наше тщеславие, не к формальному исполнению установлений и обрядов, убаюкивающему нашу совесть, а к получению дара от Отца Небесного. Дара не преходящего и тленного, дающего нам сокровища, которые «моль и ржа истребляют», а вечного, дара благодати, ведущего сердце наше к вечности, к Богу.
И для того, быть может, мы и входим сейчас во время поста, чтобы попытаться принять этот предлагаемый Богом дар, попытаться приложить усилия к прощению друг друга, чтобы хоть в настоящем времени от сердца сказать: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Аминь.
Священник Глеб Козлов
06.03.2011
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.