Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
23.01.2000
21.01.2001
20.01.2002
26.01.2003
23.01.2005
22.01.2006
23.01.2011
26.01.2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф.4.16-17).
Покайтесь — значит переменитесь. Покаяние — по-гречески — μετάνοια, «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление», т.е. речь не об инвентаризации грехов, не о «духовной бухгалтерии», а об обращении, обращённости всей своей воли, всех интересов, всей души своей от себя, от своего греха — к ближнему и Богу.
Если стрелок, допустив промах, а слово ἁμαρτία у древних греков значило не только грех, но и промах или ошибку, его также можно переводить и как непопадание в цель, и как изъян или болезнь; так вот, если этот промахнувшийся стрелок будет всю оставшуюся жизнь болезненно рассматривать дырку рядом с мишенью, он никогда не попадёт в цель, ведь для этого надо целиться и стрелять снова и снова, глядя в цель, а не «в дырку».
Таким образом, как бы странно это не прозвучало, борьба с грехом сама по себе не является целью христианской жизни. Цель же эта сформулирована Спасителем очень просто: «возлюби Господа Бога ... и ближнего твоего, как самого себя» (Мтф.22.37-39).
Ведь зачастую мы с готовностью признаёмся себе в целом списке формальных согрешений типа неполностью вычитанного правила или фарисейской погрешности в посте, не желая при этом заметить, что мы кого-то обидели, не простили, недолюбили. Как-будто не нам сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4.20).
Создатель творит мир по преизбытку любви и нас Он предназначает для той же цели — для любви к Богу и ближнему. И грех наш всегда — именно в отступлении от этого предназначения, в промахе мимо этой цели.
Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».
Однако, зная умом о поставленной нам цели, каждый из нас вместе с апостолом Павлом может воскликнуть: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю..., а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7.15-24). Мы неспособны сами победить этот «живущий в нас грех». Потому-то и «сидим мы в стране смертной», в стороне, добровольно от-странившись от Бога, от любви и радости, пребываем «в тени», затенёнными, закрытым от Света, закрывшимися, разглядывающими «дырки» своей души или сучки в глазу ближнего, а не Образ Божий в брате своём. И самим нам не выбраться. Потому-то и нужен нам Спаситель.
Но потому-то и нам, «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Бог предлагает нам, грешным и неготовым, Царство Небесное. Предлагает не по заслугам нашим, а по любви Своей. И чтобы войти туда, чтобы суметь принять этот дар, всего-то и надо перестать наконец заниматься только собой, а попытаться, не откладывая на понедельник (ведь Царство приблизилось к нам уже сейчас), искренне обратиться к ближнему и Богу, то есть — покаяться. Аминь.
Священник Глеб Козлов
26.01.2014
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.