Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
10.05.1998
02.05.1999
21.05.2000
06.05.2001
26.05.2002
18.05.2003
29.04.2004
22.05.2005
14.05.2006
15.05.2011
Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Евангельский рассказ об исцелении расслабленного, который мы читали за сегодняшним богослужением, кончается неожиданно и ошеломляюще: исцелённый предаёт Христа Его врагам. Как написано в Евангелии от Иоанна: “Человек сей пошёл и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус” (Ин.5.15). А следующий евангельский стих просто поражает современного читателя: “И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу” (Ин.5.16). За что – убить? За то, что исцелил больного? Нет. За то, что исцелил его не так, как положено. Кем положено? Ревнители Закона были уверены, что положено Богом, и всякий, кто нарушает это законоположение, “повинен смерти” (Мф.26.66). Это безумное заблуждение, наказывающее смертью за любовь, предвидел и Сам Спаситель, когда говорил Своим ученикам: “…наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу” (Ин.16.2).
Так что в том, что несчастный расслабленный предал своего Исцелителя, мы видим сегодня не столько грех неблагодарности Богу, сколько просто ужасающее непонимание того, Кто Он, наш Бог, и того, что Его законы – это не Законы карателя, но Законы любящего Отца. Ведь заповедь о субботе не была придумана иудеями, заповедь эта дана была Богом Моисею в числе других основополагающих правил жизни для того, чтобы и народ Божий и каждый человек “имели жизнь и имели с избытком” (Ин.10.10). Но грех, но самомнение, но гордыня привели толкователей и ревнителей Закона к полному извращению того, что Творец мира положил в основание отношений между людьми. И поэтому заповедь о покое в седьмой день исказилась в их сознании до неузнаваемости. Бог сказал: “Помни день субботний, чтобы святить его” (Исх.20.8), то есть Бог повелел первый день седмицы посвящать Ему, освящая его молитвой и делами милосердия, отрекаясь в этот день от повседневных забот о хлебе насущном, о житейском успехе, отказываясь от служения самому себе, во имя служения Ему и ближнему. А грешник выбирает из всего сказанного самое лёгкое: “не делай в оный никакого дела” (Исх.20.10), решительно отметая всё остальное как досадную помеху и ничуть не заботясь о том, что такое “обрезание” смысла совершенно искажает заповедь Божию.
Недавно одна женщина, видимо, случайно зашедшая в храм, спросила у меня: “К какой иконе и сколько свечей поставить, чтобы дочь успешно сдала экзамен?” Ответить на такой вопрос нельзя. Во-первых, в действительности никто, и я в том числе, не знает: к какой и сколько. А во-вторых, я просто не решаюсь сказать ей чистую правду: ни к какой и нисколько! Не решаюсь, потому что уверен, что разгневанная дама объявит “городу и миру”, что батюшка не велел свечи к иконам ставить. Между тем ясно, что свечи – не универсальная валюта, которой мы расплачиваемся с Богом, а знак нашей любви и благоговения, жертва Богу, наш Ему бескорыстный подарок, вроде букета цветов любимому человеку. Букетом ведь тоже не согреешься и не наешься. Полезнее и очевидно выгоднее подарить кусок мыла, например.
Народ Божий не смог понести Ветхий Завет свой со своим Богом, потому что был озабочен своего рода “рентабельностью” своих отношений с Создателем: как бы так жить, чтобы на единицу вложенных усилий получить максимум выгоды? Какую бы такую свечку поставить, чтобы душу спасти? Для того чтобы этот чудовищный “математический” подход не возобладал в отношении человека к Богу, понадобилась Голгофская жертва, понадобилась Пречистая Кровь, пролитая за всех этих законников и фарисеев, за всех “больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды” (Ин.5.3).
Жертва была принесена, больные исцелены. Новый Завет с Богом стал Заветом Благодати, а не Заветом Закона, но поразительно – “больные, слепые, хромые и иссохшие” так ничего и не поняли, им по-прежнему кажется, что исполнение правил спасительнее и важнее любви и самопожертвования, они по-прежнему всё ищут простых и легко исполнимых законов. И чтоб непременно эти законы были – от сих до сих.
Совершает ли священник молебен на дому, соборует ли больного, напутствует ли умирающего Святыми Тайнами Тела и Крови Христовой, – всегда и во всех случаях за сим следует вопрос родственников: “Батюшка, сколько мы Вам должны?” Так и хочется ответить им словами Премудрого Соломона: “Сын мой! Отдай сердце твое мне” (Притч.23.26). То есть стань, наконец, воистину сыном Отца Небесного, войди в Церковь Его и не только затем, чтобы для текущей нужды поставить свечку, а затем, чтобы остаться в ней навсегда, затем, чтобы хоть когда-нибудь понять, что не за неукоснительное выполнение законов и правил умер и воскрес Сын Божий, но потому что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3.16).
Многое в церковных правилах и обычаях может быть непонятным и раздражающим для начинающего свой путь ко Христу. Многое может не совпадать с нашими собственными представлениями о праведности, о православии. Только бы нам не уподобиться “ревнующим не по разуму” о букве Закона и забывшим о его духе. Только бы нам не забыть, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2.27). Аминь.
6 мая 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
06.05.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.