Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.05.2000
22.04.2001
12.05.2002
04.05.2003
18.04.2004
08.05.2005
30.04.2006
01.05.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20.25).
Ученики говорят Фоме, что видели Господа, другими словами — вновь встретились с Ним, укрепили свою веру в Него, обрели долгожданную Радость. Фома же ищет видеть ран на руках и в рёбрах Иисуса, ищет доказательств того, чему не смеет поверить без них.
Вера наша — не только дар свыше, но и активное свободное принятие этого дара, и никакие доказательства тут не помогут, ведь любое доказательство в конечном счёте само принимается на веру. В самом деле, ведь даже увидев раны от гвоздей и копия, вложив персты в них, но не имея волевого до-верия, эти, очевидные для других учеников, доказательства можно запросто истолковать превратно — например, эти раны можно счесть несмертельными, а потому — Христа — неумиравшим, а стало быть и — невоскресшим. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15.14).
К счастью, доверие у Фомы есть. Он уже знает Господа, и только не решается вполне раскрыться той радости, исполнению того ожидания, услышать ту благую весть, которых весь мир ждал всю свою многотысячелетнюю историю, ждал так напряжённо, что в момент осуществления своих чаяний не нашёл в себе сил просто и без дополнительных подтверждений принять их.
Но Господь по милости своей Сам выходит навстречу ищущим Его, Он приемлет не только веру в её полноте, но и до-верие, требующее для своего превращения в веру помощи внешних обстоятельств.
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27).
Иисус не навязывает Фоме веру, Он зовёт сомневающегося свободно пререйти к ней от неверия, изменить самого себя, иными словами — покаяться, ведь покаяние — это перемена ума, перемена самого себя. Воскресший Спаситель даёт Фоме прикоснуться к Своим ранам не только чтобы убедить его, но и дабы Фома просто — встретился с Ним. Встреча эта происходит — и Фома уже ничего не говорит о ранах от гвоздей и копия, никак не останавливается на, пусть даже значимых и убедительных, доказательствах.
«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).
Так исполняются ожидания апостола, который, возможно, потому и осторожничал, потому и искал убедительных свидетельств, что боялся ошибиться, принять желаемое за действительное, увидеть осуществление своих упований там, где его на самом деле ещё нет. Спаситель приходит к Фоме как и к каждому из нас и разрешает эти опасения не доказательствами, а радостью встречи. И встреча эта происходит не обязательно при осязании «язв гвоздинных», ведь сердцеведец Бог находит способ прийти к каждому именно так, как тот способен принять.
«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20.29).
Евангелист подчёркивает, что мы призваны сделать и свой шаг навстречу, уверовать в Иисуса Христа дабы иметь полноту нескончаемой жизни, дабы принять то общение, что предлагает нам Спаситель, тем самым приняв исполнение наших чаяний и надежд. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20.31).
И простое доверие, простое ожидание этой встречи, просто обращение к Богу с самой незатейливой молитвой могут стать началом той встречи, той жизни вечной, имя которой — вера.
Аминь.
Священник Глеб Козлов
01.05.2011
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.