Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
27.12.1998
24.12.2000
30.12.2001
29.12.2002
28.12.2003
26.12.2004
25.12.2005
26.12.2010
Неделя 28 по Пятидесятнице, святых праотец.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда-то мы были молоды, сильны и полны надежд. Когда-то жизнь представлялась нам бесконечным путём, исполненным побед и удовольствий. Когда-то мы все, почти как апостол Пётр, отважно шагнули за борт корабля, готовые с налёту победить бурю жизни. Почти как апостол – потому что он, старый рыбак, рвался навстречу Господу, а мы – в объятия заманчивой жизни, искрящейся, как нам тогда казалось, радостью и наслаждениями. То есть он – к Богу, а мы – к страстям.
Вот интересно: слышали ли мы тогда, в далёкой юности, среди молодецкого крика, среди сладостного шёпота страстей, звучащих в нашей душе, слышали ли мы тихий голос Божий, который звал, который призывал нас? Наверное, не слышали: где услышать, когда в душе такой гвалт! А даже если и слышали, даже если и укоряла нас совесть, если вольный или невольный грех всё-таки отзывался болью в неокаменевшей душе, разве не влекло нас к себе такое яркое, такое, как виделось нам тогда, значительное, такое заманчивое пиршество жизни? Конечно, влекло, да так, что ни страх, ни совесть, ни разум не могли нас остановить.
Нет, не стоит утешать себя рассуждениями, что евангельская притча о званых на пир обращена лишь к современникам Спасителя, лишь к угрюмым и самодовольным фарисеям. Господь – и наш современник тоже, потому что смерть и воскресение Его действенны и реальны во все времена, а Слово Божие равно обращено и к тем, чьи кости давно истлели, и к нам, ныне живущим, потому что как они отреклись некогда от своего призвания, предпочтя царство земное Царству Небесному, так и мы во дни нашей легкомысленной юности мало помышляли о вечном, все свои упования устремив к тленным страстям и похотям века сего.
Видимо, вся мудрость зрелости только в том и заключается, что к концу жизни становится очевидной тщетность попыток утешиться обладанием землёй, покупкой новых волов или любовными объятиями, потому что земля рано или поздно зарастёт чертополохом, кости сильных и прекрасных животных истлеют и обратятся в прах, а “близкие и други смертию отъемлются”! Бог знает это ещё до того, как мы на собственном опыте убедимся в этой печальной истине. Бог знает это и потому говорит нам: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я упокою вас” (Мф.11.28). Бог знает, как холодно и голодно, как одиноко и беспросветно живётся в этой жизни Адаму, изгнанному из Рая. Бог знает это и зовёт нас на пир, приготовленный нам “от создания мира” (Мф.25.34).
Бог зовёт нас, но… “юность нам советует лукаво, и шумные нас радуют мечты… Опомнимся – но поздно! И уныло глядим назад, следов не видя там”. Вот тогда-то, унылые, не видя следов в своём прошлом, мы и приходим в храм на уготованную нам вечерю Господню, приходим, уже растратив молодость и здоровье, с очерствевшей душой и совестью, готовой на любые компромиссы, принося Богу в жертву вместо чистого и невинного сердца скорбь и мусор житейского погрома.
Это, конечно, ужасно, потому что нельзя приносить в жертву Богу то, что для нас самих уже не представляет никакой ценности, нельзя приносить Богу в жертву то, что разрушено и смято. Но, как говорится, чем богаты... А богаты мы горьким опытом. Мы знаем не понаслышке, что бывает с теми, кто купил землю и пошёл посмотреть её, вместо того чтобы быть вместе со своим Богом, потому что мы сами так поступили, когда только начинали свой жизненный путь. И земля, по неложному обетованию Божию, принесла нам “терния и волчцы”. Мы теперь знаем, что произойдёт с теми, кто, увлечённый житейскими попечениями, забыл, что не то что вола, но даже мышонка он не сможет забрать с собою в вечность, потому что “плоть и кровь Царства Божия не наследуют” (1.Кор.15.50). И участь человека, приразившегося “волам”, – печальна! Да, мы слишком хорошо понимаем теперь, как опасно угождать плоти и жить ради чувственных удовольствий, потому что нет, пожалуй, худшего рабства на земле, чем рабство собственному телу.
Мы знаем всё это. И мы понимаем, что ушедший “посмотреть землю” всё равно рано или поздно вернётся к своему Богу, только путь назад будет для него стократ дольше и печальнее. И ещё вопрос, дойдёт ли он, успеет ли. Поэтому так важно для всех нас: для пожилых и молодых, для юных и старых – помнить, что ставить над самим собой эксперименты – опасно! Что Бог может и не повторить приглашения на вечерю любви, что стоит нам замешкаться, выбирая и рассчитывая, с кем мы – с Ним, нашим Спасителем, или со своими волами, как место наше в пиршественном зале окажется занятым теми, кто вовсе не был достойнее нас, а просто решился секундой раньше.
Вот почему так важно с юных лет вслушиваться в тихий голос Божий, который всегда звучит у нас в душе. Вслушиваться, выделяя этот зов среди навязчивых шумов дня, среди шёпотов страстей, среди унылого бурчания корысти и визгов злобы. Многие голоса звучат в нашей душе, повреждённой грехом. Только бы нам расслышать среди них главный: “…идите, ибо уже всё готово” (Лк.14.17). Аминь.
24 декабря 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
24.12.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.