Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.06.1998
30.05.1999
18.06.2000
03.06.2001
23.06.2002
15.06.2003
30.05.2004
19.06.2005
11.06.2006
День Святой Троицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
“Прииди и вселися в ны!” С сегодняшнего дня мы вновь и вновь будем возносить наши молитвы Святому Духу-Утешителю, надеясь на то, что в нашем скорбном странствии земном у нас, как и у наших церковных прародителей – апостолов, обрящется защита и поддержка, награда и утешение – всё то, что так необходимо нам, слабым и маловерным. Уже из того, как мы пели сегодня эту дивную молитву к Богу-Духу Святому, с какой надеждой и упованьем мы все вместе выговаривали слова этого призывания, уже из всего этого видно было даже и новичку, как Церковь жаждет духовности, как народ Божий ищет утешения и успокоения в Духе. Недаром Господь наш Иисус Христос назвал Третье Лицо Божественной Троицы Утешителем, то есть Тем, Кто исполняет – наполняет – человеческую душу так, что вместе с Ним и горе – не горе и беда – не беда. Когда душа полна этой радостью, этой полнотой, этим утешением, ничто не может ни смутить, ни опечалить, ни обидеть нас, потому что таковы по природе своей дары Духа Святого: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5.22,23).
Духовность – это, собственно, и есть дары Духа Святого, о которых пишет апостол Павел в своём Послании к “несмысленным галатам” (Гал.3.1). Мы с вами, хоть и живём через две тысячи лет после этих упорствовавших в своих заблуждениях адресатах Павлова послания, часто превосходим их своей “несмысленностью”, особенно в том, что касается как раз духовности, даров Духа Святого, Которого мы не устаём призывать в своих ежедневных молитвах.
Нам часто кажется, что духовность – это то, что заставляет трепетать нашу душу, учащенно биться сердце, что исторгает из наших глаз потоки слёз, одним словом, всё то, что воздействует на эмоциональную сферу нашего существа, на органы чувств. И те из нас, кто всерьёз считает чувственные переживания результатом воздействия на человека Духа Святого, ищут в своей религиозной жизни прежде всего волнующих душу и радующих её переживаний. Им важно, чтобы лики иконные были умилительными и понятно-красивыми, розовокожими и голубоглазыми; им надобно, чтобы пение церковное напоминало колыбельную песню, которую давным-давно напевала мама, им необходимо, чтобы батюшка говорил вещи простые и ясные, над которыми не нужно мучительно раздумывать, да ещё и делал бы это таким тоном, каким обыкновенно говорят с малыми детьми или тяжелобольными людьми.
Люди малоцерковные вообще полагают, что чтение художественной литературы, хождение по выставочным залам, а пуще всего слушание лучших образцов классической музыки как раз и сообщает человеку высокие дары духа, делает его в полном смысле слова духовным.
Теперь, когда вопреки общепринятому мнению о тотальном обнищании, всё больше и больше людей получают возможность путешествовать по городам и весям нашего отечества и за его рубежами, у некоторых христиан появилось убеждение, что благодать Духа Святого можно стяжать не здесь и сейчас, а в далёких благодатных краях: в Святой земле, в дальних монастырях, в паломнических путешествиях.
Очевидно, что во всех трёх случаях перепутаны два похожих по звучанию, но совершенно разных по смыслу слова: “духовность” и “душевность”. А разница между ними – принципиальная: “душевность” есть свойство падшего человеческого существа, а “духовность” – результат благодатных даров Святого Духа и удел святых. Точно так же как наше тело после грехопадения прародителей изменилось, стало болезненным, страдающим, смертным, так и душа наша, теснейшим образом с телом связанная, оказалась поражена грехом. А вместе с нею и все чувства наши, все наши переживания сделались обманчивы и ненадёжны. Все чувства наши – от мира сего, а Дух Божий – не от мира сего. Таким образом, то, что сладостно и приятно падшему существу человека, вряд ли можно считать плодом истиной духовности.
Литература, живопись, музыка сами по себе не спасительны и не погибельны: искусство в каком-то смысле подобно утюгу, которым можно выгладить рясу, а можно бросить на голову врагу. Нелепо ожидать, что искусство, являясь продуктом деятельности грешного человека, пусть даже безусловно талантливого, само по себе может стать инструментом спасения. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь таких случаев не знает.
Что же касается “одухотворения” в паломнических поездках, то святой нашего времени, преподобный Севастиан Карагандинский, отзываясь на просьбы своих духовных чад отпустить их помолиться в дальний монастырь, неизменно отвечал, указывая рукой вокруг себя: “Вот тут тебе Лавра, тут тебе и Почаев, тут тебе и Оптина”. Ибо всегда в ответ на вопрос: “А кто мой ближний?” (Лк.10.29) – Господь посылает тебе не того, кто за тридевять земель, а того, кто рядом. Поэтому если ты хочешь стать атлетом, таскай тяжести, а если целью твоею является стяжание Духа Святого, то руководством тебе будут слова апостола Павла из того же Послания к Галатам: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал.6.2). Так что вовсе не возможность радостно трепетать “перед созданьями искусств и вдохновенья” есть признак и проявление духовности, а умение простить врага, терпеть несправедливость, воздержаться от хулы.
Когда в очередной раз мы будем просить Бога: “…прииди и вселися в ны”, – давайте вспомним, чего мы хотим, чего просим, на что надеемся. Аминь.
18 июня 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
18.06.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.