Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "СЛУШАЙТЕ ЦЕРКОВЬ!"


Неделя 7 по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора

Деяния, гл. 20, ст. 16-18; 28-36

   16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
   17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
   18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
...
   28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
   29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
   30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
   31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
   32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
   33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
   34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
   35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".
   36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

От Иоанна, гл. 17, ст. 1-13

   1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
   2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
   3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
   4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
   5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
   6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
   7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
   8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
   9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
   10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
   11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
   12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
   13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Неделя 7 по Пасхе, святых Отец.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18.15-17). Когда бы в этих словах Христовых речь шла о постороннем, о чужом, о внешнем – и горя бы не было! Не велика печаль сказать чужому, что он – чужой. Однако речь идёт о ближнем, о брате, о христианине, соединившемся с тобой узами кровного родства или Таинством Тела и Крови Христовой. Легко ли резать по живому, объявляя того, с кем ещё вчера «едиными усты и единым сердцем» пел Символ веры, еретиком, отступником, чужим?

Оттого-то и установлена такая сложная процедура отлучения упорствующего в своих пагубных заблуждениях, что вся Церковь скорбит об отпадшем! Скорбит, а не радуется, ибо «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1.Кор.12,26). Очевидно, что всякая ересь, всякое отпадение от благодатного церковного тела начинается с обособления, с горделивой уверенности в том, что кому-то одному может быть открыта полная и последняя истина, кто-то один в состоянии понести крест ответственности за такую истину и в этом уподобиться Сыну Человеческому, Который «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8.17).

Чтобы утверждать Истину, надо иметь на это право. Такое право не покупается за деньги и не устанавливается всеобщим голосованием. Цена права на Истину – Жертва Голгофская, и лишь тот, кто «сораспялся Христу» (Гал.2.19), может рассчитывать на обретение законной возможности «судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19.28). Церковь знает Христа не из богословских трактатов. Она кровью своих мучеников, слезами и бдениями преподобных, нищетой, скорбями и бедами блаженных и праведных чад своих обрела право говорить о Боге и учить именем Божиим. Верностью своей Христу она обрела право судить не только род людской, но и ангелов (1.Кор.6.3). При этом ни один человек, как бы праведен и непорочен он ни был, не может дерзнуть говорить от имени всей Церкви, не может свои сколь угодно глубокие озарения выдавать за правду Христову.

Пятисотлетняя эпоха Вселенских Соборов, начало которой было положено в Малоазийском городе Никее святыми отцами, чью память мы сегодня совершаем, имела место в истории Церкви не от хорошей жизни. В каком-то смысле Соборы были событиями вынужденными. Церковная Полнота делегировала своих представителей для того, чтобы ответить на вызовы не просто честно заблуждающихся в теоретических изысканиях, а «в прельщении гордого ума своего» упорствующих в собственной непогрешимости ересиархов.

Никто не обязан знать всё. Никто не может быть застрахован от заблуждений. Всякий может ошибиться. Это не беда! Беда, если человек никого, кроме самого себя, слушать не хочет. Беда, если весь мир для него – всего лишь зеркало, в которое он любуется собой любимым…

Когда это случается, когда очарованные сладкоречивыми витиями чада Церкви Христовой увлекаются в пагубные заблуждения, тогда епископам и пресвитерам, оставив на немалое время свои епархии и общины, приходится собраться вместе, чтобы в несовершенных словах человеческого грешного языка сформулировать истину о Боге, дотоле сокровенно хранившуюся в глубине их любящих сердец.

В самом деле, почти триста лет Церковь жила до Первого Вселенского Собора без универсального и единого для всех христиан Символа веры. Значит ли это, что православные не знали, во что верили? Нет, конечно! Ещё апостол Павел свидетельствовал в 67 году по Рождестве Христовом: «Ибо я знаю, в Кого уверовал» (2.Тим.1.12). И вместе с ним это знала вся Церковь! Вместе с ним это знали все высокоучёные богословы того времени. Вместе с ним это знали все убогие, хромые, слепые, нищие и прочие некнижные простецы. Потому что «Дух давал им провещевать» (Деян.2.4)! Потому что исполнялось обетование Спасителя нашего, Который предупреждал верных Своих: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10.19,20)!

Вот это «дыхание Духа Святого» (Ин.3.8) в Церкви Христовой и делает равными в любви и вере изысканного теолога и простую бабушку: они знают, в Кого верят! Но приходит однажды самолюбивый гордец, заботливо лелеющий свою особую – и обособленную – правду, и начинает доказывать «городу и миру», что город и мир идут «не в ногу», а он один – «в ногу»! Все не правы со своей верой, надеждой и любовью, а он со своей железной логикой – прав!

Тогда Церкви и приходится облекать в словесные формулы то, что казалось в принципе не сказуемым, то, что трепетно и живо, глубоко и любовно обреталось в сокровенной глубине верующих душ её чад. Когда «умножился грех» (Рим.5.20) распространяющихся ересей, «стала преизобиловать благодать», собирающая в словесные формулы духовное ведение Церкви. Тогда на Вселенских Соборах и формулировались её вероучительные истины.

История Соборов поучительна для каждого из нас. Каждый из нас как-то пытается познать Бога, понять те откровения правды о Боге, которые Соборы произнесли благодатью Святого Духа. И когда мы пытаемся это сделать, нельзя забывать о том, что своё собственное мнение нужно всегда поверять мнением Церкви. Поскольку все мы в каком-то смысле неофиты – новообращённые, нам нужно научиться слушать не только разнообразные «голоса», звучащие в нашей душе, но, прежде всего, нам необходимо научиться слушать Церковь, как умели это делать святые Отцы Первого Вселенского Собора, чью память мы благоговейно чтим сегодня. Аминь.

23 мая 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

23.05.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.