Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«ИЩИТЕ, И ОБРЯЩЕТЕ»."


Неделя 5 по Пасхе, о самарянке

Деяния, гл. 11, ст. 19-26; 29-30

   19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
   20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
   21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
   22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
   23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
   24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
   25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
   26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
...
   29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
   30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

От Иоанна, гл. 4, ст. 5-42

   5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
   6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
   7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
   8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
   9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
   10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
   11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
   12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
   13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
   14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
   15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
   16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
   17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
   18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
   19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
   20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
   21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
   22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
   23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
   24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
   25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
   26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
   27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
   28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
   29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
   30 Они вышли из города и пошли к Нему.
   31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
   32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
   33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
   34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
   35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
   36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
   37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
   38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
   39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
   40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
   41 И еще большее число уверовали по Его слову.
   42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Неделя 5 по Пасхе, о самарянке.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7.7,8). Да, всякий ищущий находит, только часто находит то, чего и не и ждал. В своём Слове Огласительном на Святую Пасху святитель Иоанн Златоуст недаром говорит об этом: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашёл Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел». Так и грешный человек ожидает найти удачу, а встречает испытание, так наркоман надеется достичь удовольствия, а встречает смерть, так самарянка – пришла за водой, а обрела Истину.

Сколько же раз за жизнь нужно обжечься на молоке, чтобы научиться дуть на воду? Сколько раз за жизнь нужно утратить богатство, положение в обществе и здоровье, чтобы понять, что в Вечность мы всё равно ничего здешнего с собою не возьмём? Сколько раз нужно испытать жажду духовную, вновь и вновь пережить тяжкое похмелье от многообразных вод мирских наслаждений, чтобы усвоить вечный смысл слов Христовых: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4.13,14)? Самарянке понадобилось пережить пятерых так называемых мужей, чтобы понять, что жажда эта – неутолима, что пьющий тёмную воду греха взалкает опять и опять, что «чем больше пьёшь, тем больше хочется, а жажда всё не отпускает». Потому Сердцеведец Господь открыл ей, первой, может быть и не самой достойной из всех встретившихся Ему на каменистых дорогах Палестины, открыл ей истину о том, что Он – Христос, Мессия, Сын Божий, посланный спасти мир. Она была не самой достойной, но, видно, самой алчущей, самой жаждущей, самой истосковавшейся по живой воде Слова Божия.

Да, «ищущий находит»! Но нигде не говорит Господь, что находит – сразу, зато мы знаем, что «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13.45,46). Продать всё, что имеешь, можно лишь тогда, когда поймёшь, что ни в калейдоскопической смене мужей, ни в стяжании земного счастья не обрести ни покоя, ни вечной радости, что всякая попытка напиться хоть из колодца Иаковлева, хоть из какого другого источника земных наслаждений кончается одним и тем же: ненасыщаемой жаждой.

Вся наша жизнь – поиск такой жемчужины. Вся наша жизнь – желание утоления жажды души. Вся наша жизнь – ожидание встречи у колодца, ожидание чуда. И проблема заключается только в том, чтобы не запутаться в объектах поиска, чтобы в азарте погони не сменить ненароком ориентиры, не увлечься манящими призраками. Иными словами, Бог зовёт нас всегда, но не всегда мы сами откликаемся на этот зов. Не всегда мы готовы, подобно женщине из города Сихарь, бросить всё, оставить свой водонос у источника, забыть о цели неблизкого путешествия и убежать счастливыми, окрылёнными в дом свой, как некогда убежала она, потому что ей открылась Истина, потому что неожиданно для самой себя она вкусила воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин.4.14).

Как нет ничего обычнее, незатейливее, натуральнее воды, не имеющей цвета, запаха и вкуса, так нет ничего естественней и проще, нет ничего доступнее Истины, для постижения Которой нет необходимости быть искушённым философом, мудрецом или книгочеем. Всего-то и нужно истосковаться по Ней в бесплодных поисках, как это случилось с простой женщиной-самарянкой. Всего-то и нужно: «единое на потребу» (Лк.10.42) – доверие Богу, ставшему Человеком. Когда есть такое доверие, любые поиски, где бы они ни происходили, в какие бы неведомые дали ни заносили ищущего, рано или поздно завершаться победой. И тогда поймёт человек, что Бог – всегда рядом, не нужно даже руки протягивать, а нужно только вспомнить о Нём среди суеты и шума многозаботливой жизни. Тогда и поймёт человек, что нет нужды отправляться в Иерусалим или на священную гору самарян Гаризим, чтобы «в духе и истине» поклониться Творцу и Спасителю мира.

Бог открывает Истину всякому, кто способен простодушно и недвоящимся сердцем принять Её. Наш Бог даёт причаститься воды Вечной Жизни каждому, кто на самом деле хочет именно Вечной Жизни, потому что уже сыт по горло блужданиями «в дальней стороне» (Лк.15.17) беззакония и греха. Наш Бог, «Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10.17), просто и без затей открывает великую и страшную истину о Себе всякому, кто эту истину взыскует, невзирая на его достоинства или недостатки. Потому-то сомневается и недоумевает величайший праведник Ветхого Завета: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11.3), а непотребная женщина, пришедшая по своим бытовым надобностям к колодцу Иаковлеву, исповедует своим соплеменникам открывшуюся ей правду: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» Аминь.

2 июня 2002 г.

Священник Сергий Ганьковский

02.06.2002


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.