Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«…И ТЫ ДАЕШИ ИМ ПИЩУ…»"


Неделя 5 по Пасхе, о самарянке

Деяния, гл. 11, ст. 19-26; 29-30

   19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
   20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
   21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
   22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
   23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
   24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
   25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
   26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
...
   29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
   30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

От Иоанна, гл. 4, ст. 5-42

   5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
   6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
   7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
   8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
   9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
   10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
   11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
   12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
   13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
   14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
   15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
   16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
   17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
   18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
   19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
   20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
   21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
   22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
   23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
   24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
   25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
   26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
   27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
   28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
   29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
   30 Они вышли из города и пошли к Нему.
   31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
   32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
   33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
   34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
   35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
   36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
   37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
   38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
   39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
   40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
   41 И еще большее число уверовали по Его слову.
   42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

«…И ТЫ ДАЕШИ ИМ ПИЩУ…»

Неделя 5 по Пасхе, о самарянке.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

В псалме Давидовом «о мирстем бытии», которым начинается богослужение вечерни, в изумлении созерцающий гармонию творения пророк восклицает с молитвенной благодарностью своему Богу: «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости» (Пс.103.27,28). И действительно, кажется, какого ещё счастья, какой ещё радости человеку надобно? «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6.11), – да и хватит с нас! И в самом деле, пока этого простого хлеба, этой простой воды не хватает вдоволь, пока не наешься и не напьёшься досыта, и в голову не приходит, что есть какой-то иной смысл в существовании, чем тот, который посвящён добыванию пищи, отысканию способов продления своей жизни. Потребно долгое время для того, чтобы понять: сколько ни пей, возжаждешь опять. Нужно иногда целую жизнь прожить, чтобы усвоить: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4.4). А для многих и жизни мало, чтобы понять, что ни пять, ни шесть, ни сто мужей не способны наполнить наше существование на земле любовью и радостью, и «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин.4.13).

И вот, иногда от недостатка, а иногда и от избытка «насущного хлеба», чаще же оттого, что трудно грешному человеку определить истинную степень «насущности», а потому и понять, какой кусок – лишний, спрашивает человек самого себя: «Для чего же я живу? Для того, чтобы есть, или, может быть, ем для того, чтобы жить?» Это ведь, в сущности, тот же самый вопрос, который задала мужелюбивая самарянка Христу, когда спросила Его о месте истинного поклонения Богу. Ибо для того, чтобы среди непрерывной погони за удовольствиями вспомнить о своём Создателе, для того, чтобы возжелать хлеба, «который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин.6.33), нужно отчаяться в попытках насытиться хлебом земным, надобно захотеть такой воды, после которой жажда не одолевает снова и снова.

Апостолы ещё хлопочут о земном, они ещё погружены в попечения о пище телесной, а душа грешной самарянки уже взыскует Истины, Правды и Любви. «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4.15), – говорит она Христу, не осознавая ещё до конца «дар Божий и Кто говорит» (Ин.4.10) с нею, но чутким женским сердцем уже предощущая великую радость богообщения. Конечно, она не способна ещё понять всю важность и глубину полученного откровения, но не разум руководит ею, а потрясённое покаянием сердце. Потому, хоть и не посылал её Господь на проповедь, хоть и не давал специального поручения «научить все народы» (Мф.28.19), однако она преуспела, как говорил апостол Павел, «более всех их» (1.Кор.15.10), потому что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Ин.4.39).

В то же самое время Господь указывает возвратившимся апостолам на печальную ограниченность их понимания: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин.4.32). А они и вправду не знают! Они обеспокоены делом простым и житейским, тем самым «хлебом насущным», о котором и мы молим нашего Господа. Они пришли к колодцу Иакова, как и женщина самарянская, не затем, чтобы познать Бога, а затем, чтобы исполнить повседневные свои обязанности. Их молитва о «насущном хлебе» оставалась просьбой о пище для тела, но не стала ещё мольбой о просвещении души. Поэтому и говорит Господь Своим ученикам: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4.34).

Дело Божие – спасение человеческого рода. Это спасение совершает Тот, кто Сам Себя сравнил с Сеятелем Слова Божия (Лк.8.11). И вот Он, Сеявший, посылает апостолов жать то, над чем они не трудились (Ин.4.38). Господь доверяет слабому и грешному человеку соучаствовать в спасительной Жертве Сына Человеческого. Залог этого успешного соучастия человека в деле Божием – покаяние и доверие. Такое покаяние и такое доверие, которое явила самарянская блудница у колодца Иаковлева. Именно доверие и покаяние этой женщины принесли «плод сторицею» (Мф.13.23): толпа язычников пришла к Спасителю мира, пренебрегши обычаями предков, разделявших их с ненавистными иудеями, потому что они «сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4.42).

Нам, которые свидетельствуют о себе на каждом богослужении: «воскресение Христово видевше», нам, кому открыта истина о Христе Воскресшем, нужно помнить, что не книжное знание, не «знамение с неба» (Мф.16.1) и даже не обычаи и традиции предков способны убедить неверующего, а сердце сокрушенное и смиренное, которое Господь не уничижит, подобно тому как не уничижил, но прославил Господь сердце самарянской женщины. Нам нужно помнить, что наша жатва, наша проповедь, наша молитва о насущном хлебе станет действенной и плодотворной, когда мы, подобно ей, возжаждем воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин.4.14). Аминь.

25 мая 2003 г.

Священник Сергий Ганьковский

25.05.2003


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.