Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
17.05.1998
28.05.2000
13.05.2001
02.06.2002
25.05.2003
09.05.2004
29.05.2005
Неделя 5 по Пасхе, о самарянке.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
В псалме Давидовом «о мирстем бытии», которым начинается богослужение вечерни, в изумлении созерцающий гармонию творения пророк восклицает с молитвенной благодарностью своему Богу: «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости» (Пс.103.27,28). И действительно, кажется, какого ещё счастья, какой ещё радости человеку надобно? «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6.11), – да и хватит с нас! И в самом деле, пока этого простого хлеба, этой простой воды не хватает вдоволь, пока не наешься и не напьёшься досыта, и в голову не приходит, что есть какой-то иной смысл в существовании, чем тот, который посвящён добыванию пищи, отысканию способов продления своей жизни. Потребно долгое время для того, чтобы понять: сколько ни пей, возжаждешь опять. Нужно иногда целую жизнь прожить, чтобы усвоить: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4.4). А для многих и жизни мало, чтобы понять, что ни пять, ни шесть, ни сто мужей не способны наполнить наше существование на земле любовью и радостью, и «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин.4.13).
И вот, иногда от недостатка, а иногда и от избытка «насущного хлеба», чаще же оттого, что трудно грешному человеку определить истинную степень «насущности», а потому и понять, какой кусок – лишний, спрашивает человек самого себя: «Для чего же я живу? Для того, чтобы есть, или, может быть, ем для того, чтобы жить?» Это ведь, в сущности, тот же самый вопрос, который задала мужелюбивая самарянка Христу, когда спросила Его о месте истинного поклонения Богу. Ибо для того, чтобы среди непрерывной погони за удовольствиями вспомнить о своём Создателе, для того, чтобы возжелать хлеба, «который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин.6.33), нужно отчаяться в попытках насытиться хлебом земным, надобно захотеть такой воды, после которой жажда не одолевает снова и снова.
Апостолы ещё хлопочут о земном, они ещё погружены в попечения о пище телесной, а душа грешной самарянки уже взыскует Истины, Правды и Любви. «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4.15), – говорит она Христу, не осознавая ещё до конца «дар Божий и Кто говорит» (Ин.4.10) с нею, но чутким женским сердцем уже предощущая великую радость богообщения. Конечно, она не способна ещё понять всю важность и глубину полученного откровения, но не разум руководит ею, а потрясённое покаянием сердце. Потому, хоть и не посылал её Господь на проповедь, хоть и не давал специального поручения «научить все народы» (Мф.28.19), однако она преуспела, как говорил апостол Павел, «более всех их» (1.Кор.15.10), потому что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Ин.4.39).
В то же самое время Господь указывает возвратившимся апостолам на печальную ограниченность их понимания: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин.4.32). А они и вправду не знают! Они обеспокоены делом простым и житейским, тем самым «хлебом насущным», о котором и мы молим нашего Господа. Они пришли к колодцу Иакова, как и женщина самарянская, не затем, чтобы познать Бога, а затем, чтобы исполнить повседневные свои обязанности. Их молитва о «насущном хлебе» оставалась просьбой о пище для тела, но не стала ещё мольбой о просвещении души. Поэтому и говорит Господь Своим ученикам: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4.34).
Дело Божие – спасение человеческого рода. Это спасение совершает Тот, кто Сам Себя сравнил с Сеятелем Слова Божия (Лк.8.11). И вот Он, Сеявший, посылает апостолов жать то, над чем они не трудились (Ин.4.38). Господь доверяет слабому и грешному человеку соучаствовать в спасительной Жертве Сына Человеческого. Залог этого успешного соучастия человека в деле Божием – покаяние и доверие. Такое покаяние и такое доверие, которое явила самарянская блудница у колодца Иаковлева. Именно доверие и покаяние этой женщины принесли «плод сторицею» (Мф.13.23): толпа язычников пришла к Спасителю мира, пренебрегши обычаями предков, разделявших их с ненавистными иудеями, потому что они «сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4.42).
Нам, которые свидетельствуют о себе на каждом богослужении: «воскресение Христово видевше», нам, кому открыта истина о Христе Воскресшем, нужно помнить, что не книжное знание, не «знамение с неба» (Мф.16.1) и даже не обычаи и традиции предков способны убедить неверующего, а сердце сокрушенное и смиренное, которое Господь не уничижит, подобно тому как не уничижил, но прославил Господь сердце самарянской женщины. Нам нужно помнить, что наша жатва, наша проповедь, наша молитва о насущном хлебе станет действенной и плодотворной, когда мы, подобно ей, возжаждем воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин.4.14). Аминь.
25 мая 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
25.05.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.