Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь " «КАК ТЫ ВЕРОВАЛ, ДА БУДЕТ ТЕБЕ»."


Неделя 4 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 6, ст. 18-33

   18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
   19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
   20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
   21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их -- смерть.
   22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец -- жизнь вечная.
   23 Ибо возмездие за грех -- смерть, а дар Божий -- жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

От Матфея, гл. 8, ст. 5-13

   5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
   6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
   7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
   8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
   9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
   10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
   11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
   12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
   13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

«КАК ТЫ ВЕРОВАЛ, ДА БУДЕТ ТЕБЕ».

Неделя 4 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Многим из нас, утомлённым борьбой со своими собственными грехами, иногда может показаться, что далеко не ко всякому Господь готов прийти в дом, как Он готов был посетить дом сотника, чтобы исцелить его расслабленного слугу. Враг нашего спасения, всегда зорко следящий за любым нашим сомнением, за любой слабостью нашей, пытается в трудные минуты жизни уверить нас, что не для каждого звучит спасительный зов Божий. Грех нашептывает, будто не каждая душа достойна благодати веры. А значит, не со всякого и спросит Господь, а только с тех, кто этой благодатью был изобильно взыскан от Него. Скорее всего, именно так думает большинство людей, утешая себя ленивой мыслью: «Мы-де люди маленькие, с нас-то какой спрос! Ведь это Бог выбирает, кого позвать к Себе, кого спасти, а кого и оставить за бортом. Вот и Сам Христос говорит Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас». В чём же тогда наша свобода, если сказано: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»? Хорошо, если Отец привлечёт, а ну как нет?..» И, подобно первосвященнику Захарии, мы готовы искушать Бога бесконечными вопросами: «по чему я узнаю это?» (Лк.1.18).

По чему я узнаю, Господи, что вера моя – подлинна, а не относится к разряду заблуждений и иллюзий, и сам я – не только делаю вид, не только прикидываюсь верующим и верным, но и в самом деле являюсь таковым? По чему я узнаю, Господи, что Ты – существуешь и Тебе, Такому великому, есть дело до меня, такого маленького и ничтожного, если даже Ангел не являлся мне, как первосвященнику Захарии, чтобы обличить в грехе маловерия и тем самым укрепить в вере?

Может, и правда, не к каждому Господь приходит в дом. Тем более что далеко не каждый готов, подобно римскому сотнику из сегодняшнего евангельского отрывка, мужественно сказать своему Богу: «Довлеет мне благодать Твоя, Господи! Хватит с меня тех милостей и щедрот, которые Ты уже излил на мою душу, ибо “я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой”»! Этому смирению веры, этой готовности понести крест вместе со Спасителем, этой решимости сотрудничать с Богом, мужественно проходя свою часть пути, изумляется не только человек, тут изумляется и Сам Вседержитель. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8.10). Даже среди верных и преданных, даже среди одарённых сугубой благодатью, среди народа, усыновлённого Богом, не нашлось людей, верующих так глубоко, так самоотверженно, как этот оккупант-язычник.

Где же справедливость? Где же равные стартовые условия, если одному даётся такая вера, которая и не снилась целому народу и, видимо, действительно способна двигать горы? Разве римский сотник заслужил такой царский подарок? Разве он чем-нибудь лучше любого ревнителя Закона Божия, да хоть и того же фарисея?

Дело в том, что Бог всем даёт поровну. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.45). Ибо Он, как птица, «собирает птенцов своих под крылья» (Мф.23.37). Ибо Он «не хочет смерти грешника» (Иез.33.11). И в этом смысле – мы все равны. И святой, и грешник в равной мере наделены возможностью спасти свою душу. И пролившие свою кровь за веру в Сына Божия мученики и исповедники Христовы, и проливший чужую кровь благоразумный разбойник равно «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк.13.29), однако лишь в том случае, если захотят этого, если смогут вместить преподанную благодать веры.

Труднее всего это сделать тем, кто, пренебрегая спасительными усилиями, надеется обрести Царство Небесное по праву рождения и только на том основании, что, как они сами говорят о себе, «отец у нас Авраам». Трудно им потому, во-первых, «что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3.9), а во-вторых, потому, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6). Спасение человека всегда совершается совместными усилиями, соработничеством или, как говорят богословы, синергией Бога и человека, когда в ответ на Божью любовь возгорается огонь любви человеческой. А любовь, жалость, сочувствие сами по себе способны творить чудеса исцеления, «потому что Бог есть любовь» (1.Ин.4.8), а там, где любовь, там и Бог.

У римского сотника всё получилось потому, что он надеялся на Бога. Но еще и потому всё получилось у него, и расслабленный слуга стал здоров, что заступник и ходатай «сам не плошал», то есть истово веровал в действенность своего заступничества, своей молитвы. «Кто может вместить, да вместит» (Мф.19.12), – вот он и «вместил» столько, сколько смогло принять его сердце, его широкая душа.

«Не мерою дает Бог Духа» (Ин.3.34): всякий бери, сколько сможешь принять. И так, «как ты веровал, да будет тебе». Аминь.

17 июля 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

17.07.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.