Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
24.01.1999
28.01.2001
17.02.2002
25.01.2004
13.02.2005
05.02.2006
01.02.2009
06.02.2011
Неделя 32 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вот была потеха иерихонским мальчишкам, когда они обнаружили, что ненавидимый всеми начальник налоговой полиции, беспощадный и безжалостный мытарь Закхей, забыв о своём высоком общественном положении, как последний пацан, лезет на смоковницу! Вот уж изумились и ухмыльнулись в бороды почтенные горожане, когда увидели, как этот вельможный рэкетир карабкается, подобно обезьяне, с ветки на ветку для того только, чтобы увидеть нищего проповедника, проходящего мимо. Можно было бы и нам посмеяться над его жалким и смешным акробатическим трюком, если бы не чудесные последствия этого происшествия.
А ведь это было настоящее чудо! Тот, кто был мёртв, – ожил, тот, кто был потерян для Царствия Небесного, – нашёлся! Так и нашу посмертную участь способны подчас решить события совершенно ничтожные или, как в этом случае, такие, которые внешнему наблюдателю могут показаться смешными. «Начальник мытарей и человек богатый» (Лк.19.2), забыв о должности и чине, лезет на дерево только потому, что он «искал видеть Иисуса» (Лк.19.3)! У него, человека небедного, хватило бы денег, чтобы оплатить визит любого заезжего лекаря, он бы не остановился ни перед какими тратами, если бы потребовалось позвать к себе в дом любое медицинское светило. Он всё понимал и про себя, и про окружающий мир, так, как может это понимать человек, имеющий возможность не отказывать себе ни в чём. И вот – он лезет на дерево!
Недаром один из отцов Церкви говорил о душе каждого человека, что она по природе своей – христианка. Это и вправду так. Тело может уклониться в идолослужение, ум – впасть в ересь; «душа живая» (Быт.2.7), сотворённая Создателем по образу и подобию Своему (Быт.1.26), ни в каких падениях и грехах, ни в каких обстояниях и обстоятельствах не способна до конца забыть о своём Творце. Как бы мы себя ни уговаривали, совесть покоя нам всё равно не даст. Придёт час, и погонит она нас хоть на смоковницу, заставит каяться в грехах своих даже и таким экзотическим способом. Потому что желание «видеть Иисуса», желание лицом к лицу встретиться с Истиной и Правдой означает только одно: ни деньги, ни высокое общественное положение, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8.39). Душа – христианка, и ей не насытиться ничем, кроме радости Богообщения, и не напиться ничем, кроме влаги, вкусив которой человек «не будет жаждать вовек» (Ин.4.14).
В чине литургии Василия Великого есть молитва, которую священник читает тайно в момент, когда пред Телом и Кровью Спасителя поминает живых и умерших: «Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матери его». Молитва эта убеждает в том, что Господь знает каждого из нас «от утробы матери» так же, как Он знал неумолимого и безжалостного сборщика налогов в Иерихоне. Я думаю, Он знает и больше. В жестокой и грешной душе Закхея Бог видит зреющее зерно покаяния. И пусть посмеиваются над ним, нелепо раскорячившимся среди ветвей смоковницы, благообразные иерихонские граждане, пусть свистят и улюлюкают мальчишки! Бог прозревает его душу, которая в этот момент жаждет и алчет только одного – «видеть Иисуса»!
Именно поэтому Господь говорит тому, общением с которым чурались все правоверные иудеи: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19.5). Наш Бог стал Человеком для того, чтобы войти в дом кающегося грешника, в душу, сокрушённую покаянными слезами. Он может войти к тому, кто ради того, чтобы «видеть Иисуса», готов претерпеть поношения и насмешки, готов пожертвовать своим общественным положением, готов лишиться «половины имения» (Лк.19.8) своего и воздать обиженным вчетверо!
Так сидящему «в стране и тени смертной» Закхею «воссиял свет» (Мф.4.16). Так он, ненавидимый всеми соплеменниками, сотворил «достойный плод покаяния» (Мф.3.8), о котором говорил Предтеча приходящим к нему на Иордан принимать водное крещение. И если мы, чада Церкви Христовой, при подведении итога своей жизни воистину хотим услышать от Судии всех утешительные слова: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19.9), нам уже сейчас, пока жизнь наша ещё не кончилась, необходимо прежде всего, позабыв о гордыне, позабыв о так называемом чувстве собственного достоинства, уподобиться иерихонскому мытарю Закхею и, так же как он, возжелать «единого на потребу» – видеть Иисуса! Аминь.
25 января 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
25.01.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.