Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "О КАМЕННОМ СЕРДЦЕ."


Неделя 21 по Пятидесятнице

Галатам, гл. 2, ст. 16-20

   16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
   17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
   18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
   19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
   20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

От Луки, гл. 8, ст. 5-15

   5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
   6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
   7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
   8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
   9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
   10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
   11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
   12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
   13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
   14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
   15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Неделя 21 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В нашем языке есть выражение, которое мы часто используем, говоря о людях нравственно мёртвых. Мы говорим о них: “У этих людей каменное сердце”. Как правило, мы говорим так о тех, кого нельзя назвать христианами. А сегодняшнее Евангелие неожиданным образом заставляет нас по-новому услышать эти слова.

Господь рассказывает притчу о сеятеле, который вышел сеять. И вот некоторые зёрна попали на дорогу и были расклёваны птицами. Другие попали на каменистую почву и сначала взошли, но потом, поскольку не имели возможности укорениться в плодородной земле, быстро увяли. Наконец, третьи попали туда, где росли сорняки, и молодые побеги, заглушенные тернием, погибли.

Семя, которое сеет сеятель, – это слово Божие. И есть люди, которые с радостью принимают его, но, как каменистая почва не может позволить укорениться молодым побегам, так и люди эти не могут удержать слово Божие надолго и, когда приходит скорбь, тотчас соблазняются.

Совершенно очевидно, что речь тут идёт не о людях, чуждых Церкви: в притче говорится прежде всего о христианах – о тех, кто с радостью принимает Слово Божие, о тех, кто слышит его, слушает и принимает. Иными словами, люди с каменным сердцем – это не какие-то никому не ведомые сектанты или атеисты, это – мы с вами. Когда мы слышим Слово Божие – а уж мы-то его слышим, поскольку собрались здесь, а не в каком-то другом месте, – мы, конечно, являемся христианами, то есть теми, кто воспринимает Слово Божие. Но вот дальше Священное Писание говорит нам: они, эти люди, как каменистая почва, в которую попало семя, не приносят плода, потому что корня не имеют. Как семя не может проникнуть глубоко в землю, не может укорениться, так Слово Божие не может в этих каменных сердцах найти добрую почву для своего развития.

Это слово – о нас. Это мы не имеем корня. А ведь это мы с радостью приняли Благую Весть о нашем спасении, это мы поверили Богу! Потому мы здесь сегодня и стоим, потому и считаем себя верующими. Часто приходится спрашивать человека на исповеди или в другом случае: “Веруешь ли ты в Бога?” И человек говорит: “Верую, конечно же, верую!” Я помню, в молодости своему духовнику, монаху одному, точно так же сказал: “Я, батюшка, в Бога верую”. А он мне на это ответил: “И бесы веруют и трепещут, как говорит апостол Иаков...”

Давайте подумаем, что же это за вера такая, которую апостол сравнивает с бесовской верой. Это, видимо, и есть та вера, которая корня не имеет. Вот Господь сегодня нам говорит: “...упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают” (Лк.8.13). А теперь вспомним нашу жизнь, вглядимся в неё и подумаем: отпадали мы от веры или нет? Ответ прост. Если мы совершали грехи в нашей жизни, значит, отпадали, значит, предавали Христа. И происходило так только потому, что у нас нет корня веры.

Что же такое “корень веры”, что такое вера укоренённая, вера святых? Это вера, соединённая с глубоким покаянным чувством, вера, которая основывается на сознании, что человек сам по себе не может изменить своей греховной природы, не может преодолеть глубокую пропасть, которая после грехопадения разделяет его с Богом. Сам, своими силами человек не может вернуть себе бессмертие и радость вечного богообщения. Иными словами, сам себя спасти человек не может. Поэтому каждый из нас и всё человечество в целом нуждаются в Спасителе.

И вот, когда мы приходим на исповедь, давайте осознаем это: мы слабы и немощны, слабы потому, что не можем справиться со своим грехом, не можем отказаться от него. А ведь большинство из нас приходят на исповедь и говорят очень простые слова: “А у меня никаких особенных грехов нет!”

Вот сейчас, только что, когда я выходил к вам с Телом и Кровью Спасителя нашего, мы читали молитву: ”...яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз”. Я – первый из всех грешников мира!

Эти слова написал когда-то Святитель Иоанн Златоуст, великий пастырь Церкви. “Я – первый из грешников”, – сказал он о себе. Теперь пусть каждый спросит себя: если Иоанн Златоуст –первый из грешников, кто же тогда я?”

Стоит только подумать об этом серьёзно и ответственно, и, мне кажется, многим станет ясно, что, к сожалению, Бог, Церковь, молитва – всё это какой-то внешний признак нашей жизни, всё это не является существенной её частью. Всё важно для нас: дом, работа, общение с друзьями, огород... И это действительно существенные, важные проблемы. Но подумайте: любой городской храм летом наполовину пустеет, и пустеет вовсе не потому, что все уезжают в отпуск. Наши постоянные прихожане, как правило, далеко не ездят. Храмы пустеют, потому что нам не до Бога, у нас – огород... А ведь Спаситель наш в притче о званых на пир говорил о нас грешных, отказавшихся от общения с Богом, а ещё точнее, отказавших Богу, отвергнувших протянутую руку. Казалось бы, в первые осенние дни покаянные молитвы и воздыхания должны возобновиться с новой силой. Однако почему-то этого не происходит. И осенью, как и весной, священник чаще всего слышит одно и то же: “Во всём грешна, батюшка!” “Во всём” – значит: ни в чём, “во всём” – значит: не приставай ко мне со своими вопросами. Вот оно – полное неведение греха своего, полное непонимание своего отпадения от церкви. И человек начинает выдумывать, вымучивает какие-то слова, начинает рассказывать про своих родственников, какие они у него злодеи, а сам он – свят и чист. Вот оно, каменное сердце! Вот она, окаменевшая душа! Вот то, что в молитве называется “окамененным нечувствием”!

Что делать? Как избавиться от камня на сердце, как взрыхлить эту мёртвую почву души? Как сделать, чтобы Слово Божие, которое Господь сеет в наших сердцах, оказывалось в доброй почве, готовой принять его и взрастить?

“Покаяние” – это славянское слово, перевод греческого слова “метанойа”. В дословном переводе на русский язык “метанойа” – перемена сознания, изменение прежнего образа мыслей.

Раньше я думал о себе как о человеке хорошем, добром, приличном, теперь я уже давно так не думаю и, приходя в церковь, молясь Богу, прошу у Него… чего? Главная просьба каждого христианина: Господи, открой мне мои грехи! Дай мне их видеть во всём неприглядном ужасе. Дай мне увидеть болезнь моей души для одной только цели – чтобы я мог покаяться, чтобы я мог стать другим, мог переменить свои мысли, свои чувства, своё сознание, чтобы произошло то, что у греков, наших православных родителей, принесших христианство на Русь, называлось “метанойа”.

Вот наша задача, вот зачем мы в церковь ходим, – а вовсе не для того, чтобы отстоять службу или свечку поставить! Приходим мы сюда для того, чтобы оживить нашу умершую и окаменевшую душу, которая только себя видит праведной, а всех остальных – злодеями.

Да, нам предстоит трудная и тяжёлая работа. Запомним, что покаяние, “метанойа”, изменение сознания – это целожизненный процесс, это процесс, который происходит не только в тот момент, когда мы говорим: “Господи, я согрешил на Небо и пред Тобою, прости меня!” Этот процесс происходит всю жизнь, потому что христиане, которые регулярно ходят в церковь и регулярно исповедуются, хорошо знают, что если месяц назад покаялся в грехе, через месяц приходишь и опять в том же грехе каешься. Но, дорогие мои, ведь точно так же человек умывается! Вчера умывался, глядь, сегодня опять умываться надо. И завтра надо умываться, и послезавтра тоже... Иначе грязью зарастём. И вот, чтобы этого не было, чтобы душа не заросла грязью греха, нужно каяться каждый день. Молитесь вы вечером, читаете вечернее молитвенное правило, остановитесь, подождите, подумайте о том, что я сегодня плохого сделал, кого я сегодня обидел, кому я злое слово сказал, кому не помог, где я поленился сегодня, где соврал, где с кем пококетничал. И так постепенно, если мы будем заниматься этим каждый день, Господь, видя наше старание, наше терпение, наше стремление очиститься и стать лучше, пошлёт нам самую великую благодать –видение своих грехов.

Святые отцы плакали о грехах своих, Иоанн Златоуст назвал себя первым из грешников, а ведь он был – святой! Давайте подумаем об этом, и, может быть, тогда камень нашего сердца рассыплется и постепенно обратится в мягкую почву, и семя Слова Божьего, павшее туда, сможет принести плод сторицею. Аминь.

30 октября 1994 г.

Священник Сергий Ганьковский

30.10.1994


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.