Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ЗА ЖИЗНЬ МИРА."


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Галатам, гл. 4, ст. 4-7

   4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону,
   5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
   6 А как вы -- сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
   7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа

От Матфея, гл. 2, ст. 1-12

   1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
   2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
   3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
   4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
   5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
   6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
   7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
   8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
   9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
   10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
   11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
   12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Рождество Христово.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6.51). Вот для чего наш Бог благоволил стать Человеком. Он так и сделал: Он воистину «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.4.4).

Рождение всякого ребёнка – радость, но радость частная, и одушевляет она только тех, кто к этому событию имеет непосредственное отношение: отца, мать, ближайших родственников. Так происходит потому, что и до Рождества, которое мы празднуем сегодня, и после него, никакое другое рождение, никакая другая смерть не имели и не могли иметь вселенского значения. Миллиарды рождаются, живут и уходят, оставляя по себе едва заметный и со временем неумолимо исчезающий след. Герои человечества, властелины полумира, гении доброты, как, впрочем, и гении злодейства в этом своём временном качестве растворяются в бездонной пропасти небытия, «и память их погибнет» (Прем.4.19).

Рождённый в Вифлеемском хлеву – «не от мира сего» (Ин.18.36), потому что рождён Он был до начала времён, «прежде всех век», как поём мы в Символе веры. Но ныне совершается непостижимое: Властелин времени, «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1.8), воплощается, чтобы стать подвластным Времени, чтобы принять на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), чтобы, как пишет апостол Павел, «во всём уподобиться братиям» (Евр.2.17), то есть нам с вами.

Это ведь мы с вами «от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2.15) сатане. Это мы были рабами смерти, рабами диавола, рабами собственных страстей. И вот, чтобы избавить нас от этого рабства злу, «Он должен был во всём уподобиться» нам, рабам греха, ибо только тот, кто сам претерпел искушение, «может и искушаемым помочь» (Евр.2.18). Потому и совершилось первое пришествие Спасителя мира на грешную землю не в громе и молниях, не «при гласе Архангела и трубе Божией» (1.Сол.4.16), а в беззвучной тишине зимней ночи; не в царских чертогах, столь приличных, казалось бы, Царю мира, а в убогой тесноте Вифлеемского вертепа. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11.33).

Бог становится человеком, чтобы и человек смог стать Богом! Чтобы некогда изгнанному из Рая Адаму вновь воссияла надежда! Чтобы пришёл наконец день, когда «всякий дол… наполнится, и всякая гора и холм… понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3.5,6)!

Восточные мудрецы, волхвы и звездочёты, принесли в дар Сыну Божию символы Его служения: золото – как Царю мира, ладан – как Первосвященнику Церкви Нового Завета и смирну, погребальную благовонную смолу, – как Жертвенному Агнцу. Волхвы, пришедшие в Святую землю из далёкой страны, первыми из смертных увидели «спасение Божие», они первыми догадались, что убогие эти ясли, этот жалкий вертеп стали местом принесения «Жертвы умилостивления» (Ис.53.10), о грядущем совершении Которой пророчествовал Исайя.

Так в сегодняшнем празднике непостижимо соединились радость зарождения новой жизни и скорбное ожидание предстоящей жертвы. Мы знаем, что первый шаг Рождённого – это Его первый шаг на Голгофу, но он же и Его первый шаг на Небо! Сила Божия «совершается в немощи» (2.Кор.12.9), и может ли что-нибудь быть немощнее и слабее Младенца, возлежащего на охапке сена? И вместе с тем – разве способно всё могущество бесчисленных легионов, вся броневая мощь танковых колонн, вся сокрушительная сила ядерных боеголовок так завоевать мир, как завоевал его Рождённый в Вифлееме?

Радость о слабом Младенце, Которым благоволил явиться на земле Превечный Бог, побеждает горькое уныние порабощённого грехом мира. Скорбь о приносимой Жертве растворяется ангельским песнопением, величающим Творца и Зиждителя всяческих. «Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». Аминь.

7 января 2004.

Священник Сергий Ганьковский

07.01.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.