Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
06.09.1998
07.08.1994
18.04.1999
15.10.2000
28.01.2001
04.11.2001
14.05.2003
Слово на венчании.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Случилось то, чего вы, Олег и Катя, давно ждали. Случилось то, чего ждёт всякий человек. Случилось… чудо понимания! Или, по-другому, такого глубокого проникновения в святая святых человека, в его бессмертную душу, что она, эта святая и бессмертная душа, таинственным образом становится частью другой души. И даже не частью, а самoй этой душой. Ибо в Таинстве Брака исчезает обособленность, отдельность человека и возникает не просто союз двоих, не механическая их сумма, а некая новая сущность, в которой каждая, прежде самобытная, часть, как воздух светом, насквозь пронизывается другой частью, другой душой. Теперь ни одному из вас нет нужды объяснять себя, рассказывать себя, проявлять себя другому: всё и вся становится предельно и до конца ясным. Теперь нет уже “другого человека”, нет прежде чужого, который вдруг затеял жить рядом, нет самобытности, а есть абсолютное единство. То самое, о котором Бог сказал: “…и будут два одна плоть” (Быт.2.24).
Каждый человек хочет, чтобы его понимали, а значит, и любили. И вот такое абсолютное понимание, такая совершенная любовь для человека реализуется во всей своей полноте только в Браке. Такая полнота любви и понимания невозможна ни в каких других ситуациях. То, что мы называем товариществом и дружбой, существует дотоле, пока есть общность дел и интересов. Прошли годы, исчезло то, что связывало, казалось, крепчайшими узами, и остался лишь образок, иконка, символ того, что было когда-то. На что уж сильна привязанность родителей и детей, однако и она, подчиняясь Божьему закону, который неумолимо устанавливает, что “оставит человек отца своего и мать свою” (Быт.2.24), – приметно ослабевает с годами. И только Брак, если он совершается “в Господе” (1.Кор.11.11), предоставляет человеку возможность пережить не умаление любви, но её приращение. Только в браке человек возрастает в любви, восходя от силы в силу.
Но этот дивный дар любви не даётся человеку вдруг. Как в евангельской притче о талантах, которые, как залог, получили рабы Господни, вы сегодня в залог получаете таланты любви. Никто, ниже вы сами, но Один только Бог знает, сколько этих талантов – пять? десять? – получил каждый из вас. Одно ясно: для того чтобы глубокое понимание друг друга стало необратимой реальностью, чтобы две души соединились, чтобы “двое стали одной плотью”, чтобы вы оба опытно пережили умножение любви, вам необходимо много и самоотверженно трудиться, вам предстоит, выполняя это поручение Господа, умножить полученные сегодня в залог таланты любви. А этого можно добиться только одним способом: забвением себя, отречением себя и памятованием любимого, памятованием того, кого Бог вручил тебе, как некую драгоценность. Мы, христиане, верим, что каждый человек – это драгоценный сосуд Святого Духа, купленный дорогой ценой (1.Кор.6.19,20), и цена эта – цена Крови Сына Человеческого.
Жить для самого себя, ради самого себя можно и не вступая в Брак. Для того, чтобы самоутверждаться, совсем ненужно и даже глупо кого-то любить. Утверждающий в Браке свою отдельную правоту, свою личную правду – просто губит Брак. Любовь и самость – “две вещи несовместные”, потому что истинная любовь, по слову апостола Павла, “не ищет своего” (1.Кор.13.5). Оттого и Брак прежде всего предполагает вступающим в него подвиг самозабвения, оттого и семейная жизнь мыслится христианами как добровольное мученичество Христа ради, оттого и венчали вас, Олег и Катя, ещё не вкусивших горечи и скорби, сияющими венцами мучеников. Но как, по слову евангельскому, “претерпевший до конца спасется” (Мф.10.22), так и в Браке тот, кто понесёт благое иго и лёгкое бремя его, воистину увенчается Божественным даром любви и на своём опыте узнает, какова она, подлинная любовь, и в чём её отличие от скоротекущей влюблённости или горько-похмельной похоти.
“Не хорошо быть человеку одному” (Быт.2.18), нехорошо ему замыкаться в безысходном эгоизме, нехорошо ему, созданному Богом для счастья, то есть для соучастия в Божественной радости, для сопричастия Истине, нехорошо ему быть самодостаточным целым, когда он замыслен Творцом как часть. Достойно и праведно искать ему соединения в вере и любви с тем, кто сам ищет того же. Ищущий обрящет, а любящий будет вознаграждён любовью.
Дай же Бог вам, дорогие мои Олег и Катя, долгой жизни, чтобы вы успели научиться любить. Дай Бог вам многих детей, чтобы ваша возрастающая любовь могла со всей полнотой выразиться в новых поколениях. И дай Бог вам, подобно апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, сказать на закате своих дней: “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1.Ин.4.16). Аминь.
28 января 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.01.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.